Требования к рациональному освещению. Параметры освещения рабочего места

Жизнедеятельность человека протекает не только в условиях дневного освещения, но и в условиях искусственного освещения (в вечернее время). Недостаточное освещение вызывает напряжение, а затем и утомление органа зрения.

Освещение должно удовлетворять ряду требований. Прежде всего оно должно быть достаточным для определенного вида работ (таблица 7), равномерным в пространстве, без блесткости и теней.

Устранение слепящего действия достигается применением соответствующей арматуры и регламентацией высоты подвеса. Блесткость устраняется матовой окраской поверхностей и оборудования и соответствующей осветительной арматурой. Равномерность освещения достигается применением осветительной арматуры, дающей рассеянный свет, а также рациональным размещением светильников.

Светильники делятся на три вида: дающие прямой, рассеянный и отраженный свет (рис. 19).

Рис. 19. Различные системы светильников:
1 - светильники прямого света; 2 - светильник прямого и частично отраженного света; 3 - молочный шар (светильник равномерно рассеянного света); 4 - люцета (светильник отраженного света); 5 - светильник рассеянного света (СК-300).

Светильники прямого света большую часть света направляют вниз, но создают резкие тени (светильник альфа).

Светильники рассеянного света равномерно рассеивают световой поток во все стороны (молочный шар).

Светильники отраженного света направляют световой поток вверх, а затем он отражается от потолка и рассеивается.

Наиболее гигиеничны светильники рассеянного и отраженного света.

По спектральному составу источник искусственного освещения должен приближаться к дневному свету. Для искусственного освещения в настоящее время в основном применяют электрические источники света - лампы накаливания и люминесцентные лампы.

В лампах накаливания тепловая энергия превращается в световую. Нагреваемое тело (нить накаливания) при нагревании начинает светиться. В этих лампах только 7-12% расходуемой энергии превращается в световую. В спектре света электрической лампы преобладают красные и оранжевые лучи и почти целиком отсутствуют ультрафиолетовые.

Люминесцентная лампа представляет собой стеклянную трубку, внутренняя поверхность которой покрыта веществами, способными светиться (люминофоры). Внутри трубки находятся пары ртути и аргон, по концам трубки впаяны электроды. После включения лампы в сеть между электродами образуется дуга ртутного спектра с выделением ультрафиолетовых лучей. Под влиянием ультрафиолетовых лучей люминофоры дают вторичное излучение в видимой части спектра.

В отличие от ламп накаливания люминесцентные лампы имеют ряд преимуществ. Они более экономичны, так как при одинаковой затрате энергии обладают большей световой отдачей. Спектр излучения люминесцентных ламп приближается к спектру дневного света. Люминесцентные лампы дают мягкий рассеянный свет, не дают теней и не требуют применения абажуров.

При пользовании люминесцентными лампами наблюдается «сумеречный эффект» при низких освещенностях (ниже 75 лк), субъективно оцениваемый как недостаточное освещение, поэтому при использовании этих ламп необходимо большее освещение.

Определение освещенности производится люксметром или расчетным методом по удельной мощности на 1 м 2 . Для этого общую мощность ламп в ваттах делят на площадь пола помещения. Затем, умножая удельную мощность на переводной коэффициент (е), получают освещенность в люксах (таблица 8).

Значения коэффициента е) даны для помещений площадью не более 50 м 2 .

Пример . Площадь помещения 50 м 2 , освещение 5 лампами по 200 Вт, напряжение в сети 200 В.

Удельная мощность = 5·200/50=20 Вт/м 2
Освещенность =20 Вт/м 2 ·2,5 = 50 лк
Искусственное освещение может быть местным, общим и комбинированным. Благоприятнее всего комбинированное освещение (местное и общее), которое не создает резких теней.

Достаточный уровень освещенности . Недостаточная освещенность способствует быстрому проявлению утомления и может привести к развитию близорукости вследствие необходимости рассматривать предмет, чрезмерно приблизив его к глазам.

Достаточная равномерность освещения . При переводе взгляда от одной яркости к другой даже при кратковременном раздражении глаз должен некоторое время приспосабливаться к новому осветительному режиму (адаптироваться), и пока этот процесс не закончен - чувствительность глаза относительно понижена. Кроме того, кратковременный перевод взгляда на более яркие поверхности, чем та, на которую он все время направлен, тотчас же вызывает сужение зрачка, причем последний не сразу возвращается к норме. Сужение зрачка уменьшает количество света, попадающего в глаз, ухудшает и замедляет различение детали. Поэтому применение одного местного освещения физиологически нецелесообразно, особенно в тех случаях, когда по ходу точной работы под контролем зрения требуется переключение взгляда на соседние малоосвещенные поверхности. Вынужденная частая переадаптация нередко приводит к снижению работоспособности глаза, к замедлению рабочих движений и пропуску брака.

Обеспечение защиты от слепящих источников . Перевод взгляда на большие яркости увеличивает степень напряженности нервного и мышечного аппарата и снижает его работоспособность. После взгляда на большие яркости остаются так называемые последовательные образы, которые накладываются в виде пелены на рассматриваемые объекты и ухудшают видимость. В результате ослепленности возникает неприятное ощущение, отрицательно влияющее па: состояние центральной нервной системы: при этом значительное возбуждение коры головного мозга в области зрительного анализатора, сменяется преобладанием процессов торможения, вследствие чего наступает снижение работоспособности. В осветительных установках нельзя применять открытых ламп. Необходимо соблюдать также минимально допустимые высоты подвеса светильников.

Правильный выбор источника света . В процессе работы, особенно связанной с наружным осмотром изделий из цветного металла, цветных тканей и др., различение дефектов зависит от спектрального состава источника света. Так, при необходимости различать цвета и их оттенки на ткани или коже целесообразно пользоваться лампами дневного света, а при выявлении дефектов на цветном металле наилучшая различимость создается при свете в результате совместного действия ртутных ламп и ламп накаливания.

Правильный выбор направления света . Практика промышленного освещения указывает на весьма важное значение направления света. При различении рельефных объектов (деталей) правильно выбранное направление света позволяет искусственно повысить контраст и увеличить размер объекта за счет его собственных теней и этим улучшить условия зрительной работы. Кроме того, при правильно выбранном направлении света можно ликвидировать падающие тени от оборудования и работающих и этим повысить освещенность рабочей поверхности и улучшить условия различения объектов.

Обеспечение изложенных требований к рациональному освещению способствует поддержанию высокого уровня работоспособности глаза и уменьшению утомления работающих, а следовательно, росту производительности труда и улучшению качества продукции. Указанные выше физиолого-гигиенические требования учтены в нормах и правилах рационального освещения.

Искусственное освещение должно быть достаточным, равно­мерным, без блескости и теней. Оно может быть общим, местными комбинированным. На предприятиях общественного питания, как правило, применяется общее освещение производственных помещений, которое должно обеспечивать равномерную освещен­ность всего помещения, а для лучшей освещенности рабочих мест ­общее локализованное освещение с распределением светового потока. На раздаче, в кондитерских цехах, в административных помещениях наиболее рационально использовать комбинирован­ное освещение, сочетающее общее с местным. Применять толькоместное освещение не допускается.

В качестве источников света используются в основном люми­нecцeнтныe лампы или лампы накаливания. Предпочтение следу­ет отдавать люминесцентным лампам.

Люминесцентные лампы дают свет, близкий по спектру днев­ному, они более экономичны за счет большей светоотдачи при незначительном тепловом излучении и более длительного срока службы по сравнению с лампами накаливания. К недостаткам люминесцентных ламп относится пульсация светового потока, в результате чего возникает стробоскопический эффект, когда дви­жущиеся и вращающиеся части механизмов воспринимаются как неподвижные, что ведет к травматизму. При низкой освещенно­сти люминесцентные лампы дают «сумеречный» эффект, поэтому при их использовании необходима большая норма освещенности. Лампы накаливания значительно уступают люминесцентным лам­пам по гигиеническим показателям: имеют яркость нити выше допустимой для глаз, дают высокий тепловой эффект, свет этих ламп резко отличается от дневного.

Светильники по характеру осветительной арматуры и распре­делению светопотока делятся на преимущественно прямого света(60...80 % потока направляют вниз), рассеянного света (равно­мерное распределение потока) и преимущественно отраженного света (60...80 % потока направляют вверх). Чаще применяются све­тильники прямого света. Они хорошо освещают рабочие поверх­ности, но дают резкие тени. Светильники рассеянного и отражен­ного света можно использовать при условии, что потолок и стены имеют коэффициент отражения не менее 60 %.

Для освещения производственных помещений и складов при­меняются светильники оснащенные влаго-пылезащитным обору­дованием. Во избежание попадания осколков стекла в пищу на предприятиях общественного питания освещать производствен­ные помещения открытыми снизу лампами не допускается. Осве­тительные приборы должны иметь защитную арматуру, их необ­ходимо регулярно очищать и мыть.

На рабочих местах не должна создаваться блескость. Люминес­центные светильники, размещаемые в помещениях с вращающим­ся оборудованием (универсальные приводы, кремосбивальная машина, тестомесы, дисковые ножи), должны иметь лампы, уста­навливаемые в противофазе. Светильники общего освещения раз­мещаются равномерно по помещению. Светильники не разме­щаются над плитами, технологическим оборудованием, разделоч­ными столами. При необходимости рабочие места оборудуются дополнительными источниками освещения.

Показатели освещенности для производственных помещений должны соответствовать установленным нормам. Для определения освещенности используется специальный прибор - люксметр.

В соответствии с гигиеническими требованиями освещенность на горизонтальной плоскости на уровне 0,8 м от пола должна составлять (в люксах):

в кондитерских цехах и в раздаточных - 300;

в обеденных залах (кроме ресторанов), буфетах, горячих и хо­лодных цехах, доготовочных и заготовочных цехах, моечных ку­хонной и столовой посуды - 200;

в загрузочных, кладовых тары - 75;

В кладовых овощей и охлаждаемых камерах при использовании ламп накаливания допускается освещенность 20 лк (на уровне пола). В административных помещениях освещенность на уровне 0,3 м от Пола должна составлять 200 лк, а в вестибюлях, гардеробах, глав­ных коридорах - 75 лк (на уровне пола).

Цилиндрическая освещенность, характеризующая насыщен­нocть помещения светом, в обеденных залах, на столах посетите­лей и на танцевальных площадках должна быть не менее 75 лк. Нормируется также показатель дискомфорта для оценки блеско­сти при неравномерной яркости поля зрения. Он должен быть не более 60 % для всех помещений, кроме кондитерского цеха. Для этого цеха показатель дискомфорта не должен превышать 40 %.

Коэффициент пульсации освещенности является важным кри­тepии оценки работы люминесцентных ламп и должен быть не более 15...20 % для разных помещений предприятия.

Уровни освещенности помещений предприятия общественно­го питания исследуются при проведении производственного кон­тpoля (не реже одного раза в год).

Естественное освещение.

Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, туалеты при гимнастическом зале; душевые и туалеты персонала; кладовые и складские помещения, радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезинфекционных средств.

В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.

В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах может применяться двустороннее боковое естественное освещение.

В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО на рабочей поверхности парт в наиболее удаленной от окон точке помещения должен быть не менее 1,5%. При двустороннем боковом естественном освещении показатель КЕО вычисляется на средних рядах и должен составлять 1,5%.

Световой коэффициент (СК - отношение площади остекленной поверхности к площади пола) должен составлять не менее 1:6.

Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни. Ориентация кабинетов информатики - на север, северо-восток.

Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.

Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.

В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.

Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

Не закрашивать оконные стекла;

Не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65 - 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;

Очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).

Продолжительность инсоляции в учебных помещениях и кабинетах должна быть непрерывной, по продолжительности не менее:

2,5 ч. в северной зоне (севернее 58 градусов с.ш.);

2,0 ч. в центральной зоне (58 - 48 градусов с.ш.);

1,5 ч. в южной зоне (южнее 48 градусов с.ш.).

Допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики, физики, химии, рисования и черчения, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях.

Искусственное освещение

Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.

Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания для общего освещения.

В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске - 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.

При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней.

Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок.

При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.

Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7 - 0,9; для стен - 0,5 - 0,7; для пола - 0,4 - 0,5; для мебели и парт - 0,45; для классных досок - 0,1 - 0,2.

Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый.

Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы.

Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.

Гигиенические требования к освещению . Свет должен равномерно распределяться по освещаемому пространству, обеспечивать правильное тенеобразование и хорошую цветопередачу, источники света не должны слепить. Недостаточное и неправильно устроенное освещения вызывает утомление зрения, повышает производственный, бытовой и уличный травматизм, способствует развитию близорукости и нарушений осанки. Различают естественное, искусственное и совмещенное (одновременно используемое естественное и искусственное при недостатке естественного) освещение.

Естественное освещение обеспечивается светом солнца и небосвода (рассеянными в атмосфере солнечными лучами), оно биологически наиболее ценно. Ему свойственны высокая интенсивность в дневные часы, благоприятный спектральный состав света, сочетающий видимый свет, ультрафиолетовое, инфракрасное (тепловое) излучение. Длительное пребывание человека в условиях недостаточного естественного освещения приводит к развитию явлений светового (или солнечного) голодания (см. Ультрафиолетовая недостаточность), проявляющегося снижением устойчивости организма к неблагоприятным факторам (токсическим, инфекционным и др.), повышением заболеваемости, особенно у детей.

Для оценки и нормирования естественного освещения, в связи с его сезонной и суточной изменчивостью, служит относительная единица - коэффициент естественной освещенности (КЕО), который представляет собой отношение между освещённостью внутри помещения и одновременной наружной освещённостью (под открытым небом) без учёта освещённости от прямых солнечных лучей. Менее точной, но более простой является оценка естественного освещения по световому коэффициенту (СК), представляющему собой отношение между площадью светопроёма и площадью пола. Примерные значения СК, обеспечивающие благоприятные условия естественного О.: для жилых комнат - 1: 8-1: 10; для палат больниц и санаториев - 1: 6- 1: 8; для школьных классов - 1: 4-1: 6; для операционных и чертежных залов - 1: 2-1: 3. В помещениях с недостаточным естественным освещением необходимо высокое качество искусственного света, а при большом дефиците естественного света - и организация профилактического УФ-облучения людей.

Искусственное освещение осуществляется лампами накаливания, люминесцентными или газоразрядными лампами других типов (ртутными, металлогалоидными, натриевыми и др.). Лампы накаливания остаются ведущим источником света для жилых помещений, люминесцентные - для общественных помещений; другие типы ламп используются в основном для освещения цехов, стадионов и улиц. Для правильного использования светового потока и защиты от слепящего действия ламп их помещают в светильники прямого, рассеянного или отражённого света. Защиту от слепящего действия ламп обеспечивает высота подвеса светильника и его защитный угол, который в светильниках местного освещения должен составлять не менее 30°.

Искусственное освещение может быть общим (от потолочных светильников), местным (от светильников у рабочего места) или комбинированным (одновременно используемым общим и местным). Оценка достаточности искусственного освещения производится путём измерения уровня освещённости в люксах с помощью люксметра или расчётным путём - по удельной мощности осветительной установки, в ваттах на квадратный метр, с учётом типа светильников, высоты их установки и отражения света внутри помещения.

Нормы естественного и искусственного освещения зависят от назначения помещения и характера зрительной работы. Они регламентируют количественные и качественные показатели: КЕО, освещённость на рабочей плоскости и в пространстве, допустимый уровень влияния яркости лам и пульсации освещенности (от газоразрядных источников света), типы источников света с учётом требований к цветопередаче. Безопасность освещения обеспечивается соблюдением правил устройства и эксплуатации осветительных установок, своевременным ремонтом или заменой неисправных светильников.

Справочные статьи: акклиматизация

Будьте здоровы!