Из-за чего могут экстренно посадить самолёт? Что необходимо при аварийной посадке самолета Действия при аварийной посадке.

А. После тщательного инструктажа пассажиров и если того требуют условия, необходимо снять крышки с люков аварийных выходов и сложить их на кухне или в уборных. При вынужденной посадке на воду не следует открывать выходов, которые могут оказаться ниже уровня воды после посадки самолета.

Б. В случае пожара на самолете аварийные выходы могут быть открыты только в строго указанное время.

B. Необходимость освобождения кабины от дыма в некоторых случаях определяет, какие выходы следует открывать.

Г. При невозможности открыть аварийный выход следует выбить окно аварийным топором.

Действия экипажа перед выходом из самолета

Если в кабине темно, то перед приземлением следует зажечь аварийное освещение.

Как только самолет остановится, нужно открыть соответствующие выходы и начинать эвакуацию пассажиров из самолета.

Радиопередатчик

Вследствие того, что при вынужденной посадке задняя часть самолета страдает от повреждений в меньшей степени, чем передняя, именно в хвостовой части самолета помещается аварийный радиопередатчик "Джибсон Гёрл" или другая портативная радиостанция, которая может быть использована людьми, не имеющими какой-либо радиоподготовки.

Если самолетная радиостанция не была повреждена при посадке, то можно воспользоваться ею для установления связи.

Согласно аналитическим исследованиям, современный самолет является самым комфортным, быстрым и, главное, безопасным видом транспорта. Но несмотря на подверженные факты, многие пассажиры боятся летать, ведь в художественных фильмах очень красочно показаны страшные катастрофы. Разумеется, и на воздушном транспорте может произойти техническая неполадка, вследствие которой будет произведена аварийная посадка самолета, ведь любой, даже самый современный авиалайнер, в первую очередь, является средством передвижения, то есть технической разработкой. Однако если проанализировать статистику катастроф, то станет понятно: при передвижении на автомобилях человек попадает в автокатастрофы намного чаще. А подборка аварийных посадок самолета в интернете поможет убедиться, что чаще всего опыт и профессионализм пилотов помогают безопасно посадить воздушный транспорт и избежать жертв.

Каждый пассажир воздушного транспорта должен в первую очередь понимать, что, попадая на борт самолета, от него требуется четко придерживаться инструкций и правил поведения, обязательно учитывать рекомендации и советы от экипажа. Именно эти люди будут контролировать полет и отвечать за его безопасность, и только они смогут прийти на помощь при аварийной ситуации, чтобы спасти жизнь всем находящимся на борту. Конечно, аварийные посадки пассажирских самолетов встречаются нечасто, но, если все же такая ситуация сложится, весь экипаж должен оставаться хладнокровным, чтобы не допустить паники и найти в себе силы улыбаться пассажирам, чтобы унять их беспокойство. Поэтому всем путешественникам нужно в первую очередь уважать нелегкий труд экипажа самолета и всегда прислушиваться к их советам.

Перед взлетом воздушного транспорта пассажиры обязаны выполнить следующее:

  • отключить все мобильные устройства. По мнению специалистов, работающий смартфон постоянно принимает и отправляет сигналы на высокой частоте, что и приводит к сбою работы навигационных приборов, а также создает помехи на волне, которая используется диспетчерской службой и пилотами;
  • каждый пассажир должен поставить спинку собственного кресла в вертикальное положение. Если спинка останется опущенной, то при аварийной ситуации проход пассажира, сидящего позади будет заблокирован, и он не сможет покинуть своего места;
  • ремни безопасности должны быть пристегнуты, откидной столик нужно собрать;
  • рекомендуется не закрывать шторами иллюминатор;
  • использовать систему развлечений, предусмотренную в самолете во время взлета и посадки воздушного транспорта, не разрешается. Если пассажир будет в наушниках, то он может не услышать важное сообщение, которое передаст для всех пассажиров пилот.

Меры безопасности при возникновении аварийной ситуации

С основными правилами мы разобрались, теперь следует выяснить, как обезопасить себя при аварийной посадке самолета? Следует отметить, что предугадать возникновение аварии такого рода просто невозможно, поэтому при посадке воздушного транспорта нужно принять некоторые меры предосторожности, которые могут спасти жизнь. Итак, при таком событии, которую чаще всего объявляет капитан воздушного транспорта, нужно сделать следующее:

  1. Из карманов своей одежды вынуть все колющиеся и режущие предметы. Взрослые должны проконтролировать, чтобы такие предметы не оставались в одежде маленьких пассажиров.
  2. Ремень безопасности должен быть правильно пристегнут, пассажир принимает безопасное положение – нагнувшись, необходимо обхватить колени и как можно ниже пригнуть голову.
  3. Рекомендуется надеть кислородную маску, убедиться, что она надежно зафиксирована.
  4. Если поступит сообщение от экипажа самолета, что аварийная посадка осуществляется на воду, как можно быстрее нужно надеть спасательный жилет.
  5. После приземления воздушного транспорта пассажиры по очереди должны подойти к люку для аварийного выхода, повернуть ручку и подняв крышку, открыть его.
  6. Рядом с аварийным люком находится спасательный канат. Конец каната необходимо выбросить за борт.
  7. Перед выходом нужно снять обувь, носки и чулки, после чего пассажиры должны в люк высунуть ноги и постепенно передвигаться наружу.
  8. После того как матерчатый желоб будет растянут, нужно по очереди садиться на надувной трап и без паники съезжать вниз. При спуске нельзя держаться рукой за окантованный край трапа.

В первую очередь при аварийной посадке самолёта необходимо эвакуируют женщин и детей, а также пассажиров с ограниченными возможностями.

Учитывая дополнительные советы, которые предоставили специалисты, можно обезопасить себя и рядом сидящих пассажиров:

  • после аварийного приземления следует оценить сложившуюся ситуацию. Если вы заметите, что экипаж продолжает управлять авиалайнером ни в коем случае нельзя вставать со своего места и отстегивать ремни безопасности. Нужно дождаться сообщения от бортпроводников, находясь при этом в кресле;
  • если при посадке произошло повреждение корпуса, следует как можно быстрее пройти к месту, предназначенному для экстренной эвакуации, не беря при этом никаких вещей, какой бы ценностью они ни обладали. Иногда в такой ситуации играет значение каждая секунда, поэтому нужно точно расставить собственные приоритеты - в первую очередь спасение своей жизни, а уж после - сохранность своих вещей;
  • встав со своего места, нужно как можно ниже пригнуться и в таком положении продвигаться к аварийному выходу. Если внутри салона бушует пламя, следует ориентироваться по лампочкам на полу или при передвижении к месту эвакуации считать ряды.

Как повысить свои шансы на выживание в случае аварийной посадки самолета

Если ребенок летит без предоставления ему отдельного места: держите ребенка на руках, плотно пристегнутого детским ремнем безопасности к плотно пристегнутому своему ремню безопасности. Своими руками создайте вокруг головы ребенка зону безопасности – защитное поле. Если ребенок сидит на отдельном кресле: покажите ему, как сгруппироваться - наклонить голову к коленям, а руками закрыть голову. Не берите ребенка на руки во время аварийной посадки – оставьте его в штатном кресле (если ребенок старше 5 лет), или в специальном детском кресле, предназначенном для перевозки детей в самолете, о котором я (если ребенку от 0 до 5 лет). В аварийной ситуации взрослый не сможет корректно удержать не только ребенка, но и свое тело (именно поэтому важно плотно затягивать ремень!). При ударе туловище взрослого пристегнутого человека начинает складываться вокруг ремня, как бы группируясь, в результате чего он головой упирается в спинку впереди стоящего кресла - именно поэтому спинки самолетных кресел делают складывающимися вперед при нажатии на них сзади. И в том числе поэтому, а не только для освобождения путей эвакуации при взлете и посадке, их просят привести в вертикальное положение и сложить откидные столики.

Во время аварийной посадки при пожаре, накиньте на себя и ребенка верхнюю одежду, наденьте головные уборы – следуя указаниям бортпроводников, пригнувшись, идите или ползите к выходу, закрыв собой ребенка.

При аварийной посадке на воду необходимо воспользоваться спасательным жилетом, который находится в большинстве случаев под сиденьем. Его необходимо надеть через голову и застегнуть так, как показывают на предполетном инструктаже. НЕЛЬЗЯ АКТИВИРОВАТЬ (НАДУВАТЬ) ЖИЛЕТ ДО ВЫХОДА ИЗ САМОЛЕТА!!! Это может затруднить эвакуацию! Эвакуация производится на плоскость крыла или на надувные трапы.

При спуске по надувному трапу следует избавиться от обуви на каблуках. Подойдя к аварийному выходу с младенцем на руках, следует, удерживая его примерно на уровне груди, сесть на трап и съехать по трапу вниз как с горки, прикрывая собой ребенка. Внизу нужно как можно быстрее освободить трап и отойти на безопасное расстояние. Взрослые дети эвакуируются по надувному трапу самостоятельно.

Находясь в воде, необходимо контролировать положение головы ребенка в надводном состоянии. Принять эмбриональную позу и прижать к себе ребенка для снижения теплопотери.

Эвакуация из самолета производится в зависимости от дислокации источника опасности и расположения аварийных выходов, пригодных для эвакуации в конкретной чрезвычайной ситуации. Правило «пассажиров с детьми - вперед» не действует. Нельзя открывать аварийный выход, если через иллюминатор в нем виден огонь или выход находится ниже уровня воды! В любом случае, сначала эвакуируются пассажиры, находящиеся ближе к выходу, а потом дальние. Попытка «обогнать» друг друга, попытка пассажиров с детьми быть «вне очереди» приведет к давке и возникновению паники. При движении внутри самолета держите ребенка перед собой, создавая руками и своим телом «периметр безопасности» вокруг него, защищая его тем самым от возможной давки (но это не должно мешать нормальной эвакуации других пассажиров).

Паника является, по сути, одним из поражающих факторов, так как затрудняет эвакуацию и работы по спасению. При возникновении чрезвычайных ситуаций необходимо сохранить самообладание, сконцентрироваться на правильном и точном выполнении инструкций бортэкипажа. При возникновении панических настроений у людей рядом нужно постараться спокойным тоном их успокоить. Важно не допустить возникновения паники. Важно всеми силами погасить ее в самом начале, так как развивается паника лавинообразно.

Техника выполнения посадки при исправно работающих двигателях и системах вертолета не отличается от выполнения посадки на исправном вертолете.

В зависимости от условий и места посадки (аэродром или площадка) выбирается вид посадки (с пробегом или по-вертолетному).

Техника выполнения посадки с одним или двумя отказавшими (выключенными) двигателями изложена в п.п.6.6. и 6.7. настоящего раздела.

ЭВАКУАЦИЯ ПЕРЕВОЗИМЫХ ЛЮДЕЙ И ПОКИДАНИЕ ВЕРТОЛЕТА ЧЛЕНАМИ ЭКИПАЖА.

Действия КВС:

Дать команду Б/М выключить двигатели кранами останова, закрыть пожарные краны, извлечь аварийную радиостанцию и аварийный радиомаяк (при его наличии);

Оценить обстановку и положение вертолета, руководить эвакуацией

перевозимых людей, членов экипажа;

Покинуть вертолет после завершения эвакуации людей и других членов

Оказать первую помощь пострадавшим;

Принять.меры по установлению связи с ближайшим аэродромом при посадке вне аэродрома и доложить о последствиях посадки, координаты посадки.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ВЕРТОЛЕТ ВСЕМ ЧЛЕНАМ ЭКИПАЖА ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ БУДЕТ УВЕРЕННОСТИ В НЕВОЗМОЖНОСТИ ПОЖАРА ИЛИ ВЗРЫВА.

Действия второго пилота:

Если двери в грузовую кабину не открыты, покинуть вертолет через свой блистер;

Принять участие в эвакуации перевозимых людей;

Оказать первую помощь пострадавшим.

Действия бортмеханика:

По команде КВС установить краны останова в закрытое положение

(выключить двигатели), закрыть пожарные краны;

Обесточить вертолет, выключить аккумуляторы;

Приступить к эвакуации перевозимых людей через дверь грузовой кабины или через аварийные люки;

После полной эвакуации перевозимых людей покинуть вертолет;

Оказать помощь пострадавшим.

АВАРИЙНОЕ ПРИВОДНЕНИЕ.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ.

Перед полетом над водной поверхностью люди, находящиеся на борту,

должны изучить правила пользования спасательным оборудованием, имеющимся на вертолете, на случай аварийного приводнения.

Каждый член экипажа обязан знать в совершенстве свои обязанности при

покидании вертолета на воде.

Основной задачей экипажа, в случае аварийного приводнения, является

обеспечение безопасности эвакуации людей и экипажа.

Командир вертолета, выполняющий полеты над водной поверхностью, должен быть оттренирован к аварийному покиданию кабины пилотов при погружении вертолета в воду.

Все члены экипажа вертолета должны быть оттренированы к применению

индивидуальных и групповых спасательных плавсредств, а также к эвакуации людей.

Перед аварийным приводнением экипаж обязан:

Немедленно доложить службе УВД о предстоящем приводнении;

При работающих двигателях выполнить аварийное снижение до зависания на высоте 0,5-1 м, а при наличии системы аварийного приводнения - посадку на воду;

После зависания (посадки) обеспечить быструю эвакуацию из вертолета людей, используя имеющиеся спасательные средства.

При полетах над водной поверхностью на борту вертолета должны быть:

Спасательные жилеты у каждого члена экипажа и перевозимых людей;

- спасательные плоты;

Аварийный запас воды и продовольствия, аварийные средства радиосвязи и сигнализации.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. При полетах на расстоянии от берега не более 25 км на борту вертолета могут находиться только спасательные жилеты у каждого члена экипажа и перевозимых людей, Спасательные жилеты должны быть надеты перед полетом. Доклад службе УВД должен последовать сразу поеле возникновения аварийной ситуации на борту, так как в дальнейшем для этого может не хватить времени.

2. При отсутствии в составе экипажа вертолета Б/П, его функции

возлагаются на Б/М.

3. При наличии на вертолете СГУ, в зависимости от распомлмалгаемого времени, КВС следует обратиться к пассажирам на основе следующего стандартного текста:

"Уважаемые пассажиры!

К Вам обращается командир воздушного судна. По техническим причинам нам предстоит вынужденное приводнение примерно через_____ минут. На борту имеется спасательное оборудованте; наземные поисково-спасательные службы проинформированы. Оставайтесь на своих местах, сохраняйте спокойствие и точно выполняйте указания бортпроводника и других членов экипажа.

За 5-10 секунд до приводнения последует команда: «внимание, приводнение».

4. В зависимости от располагаемого времени после получения информации о предстоящем аварийном приводнении от КВС, Б/П следует обратиться к пассажирам на основе следующего стандартного текста:

"Уважаемые пассажиры!

Говорит бортпроводник. Призываю Вас к спокойствию и прошу выполнить следующее:

Немедленно освободите проходы и займите свои места в креслах;

Ослабьте галстуки и расстегните воротники;

Положите вставные челюсти, очки, острые.предметы в карманы одежды;

Мягкие вещи уложите так, чтобы обеспечивалась защита головы;

Застегните и затяните туго привязные ремни, плотно придвинувшись к спинке кресла;

По команде "Внимание, приводнение" сгруппируйте Ваше тело;

После полной остановки или зависания вертолета расстегните привязные ремни и эвакуируйтесь из вертолета, следуя указаниям членов экипажа.


ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА.

6.10.2.1. Развернутое содержание аварийной контрольной карты

"Действия экипажа перед приводнением при отсутствии системы аварийного

приводнения" .

*(1) сигнал БЕДСТВИЕ, аварийное освещение и табло "ВЫХОД" –

включить - КВС.

*(2) Службе УВД об аварийной ситуации и принимаемых мерах –

сообщить - КВС, 2/П.

БЕДСТВИЕ. БЕДСТВИЕ. БЕДСТВИЕ.

ПРОИЗВОЖУ ВЫНУЖДЕННУЮ ПОСАДКУ (место открытым текстом) .

ПРИЧИНА ПОСАДКИ __________

РЕЖИМ ПОЛЕТА (курс, высота) __________________

ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ (какая) _________________

НА БОРТУ _______ ЧЕЛОВЕК.

*(3) К приводнению - подготовиться - КВС, 2/П, Б/М, Б/П.

КВС дать указание Б/М или Б/П, при его наличии, проверить, на всех ли людях надеты спасательные жилеты.

*(4) Блистеры, люки, двери, выдавливаемые окна - сбросить, внутренние двери - открыть, зафиксировать - КВС, 2/П, Б/М, Б/П.

Всем членам экипажа на своих рабочих местах сбросить блистеры, крышки люков, входную дверь. При наличии выдавливаемых окон, с помощью рукоятки, расположенной у окна, выдернуть фиксирующий профиль и вытолкнуть окно наружу. Открыть и зафиксировать в открытом положении двери в кабину экипажа и, при наличии, в пассажирский салон.

Б/М и Б/П убедиться в том, что все перевозимые люди находятся на своих местах и пристегнуты, после сброса входной двери занять свои рабочие места и пристегнуться привязными ремнями.

*(5) Снижение и зависание - выполнить - КВС, 2/П.

КВС выполнить зависание над водой на высоте 0,5-1 м.

По возможности зависание выполнить ближе к береговой черте.

*(6) Групповые спасательные средства - привести в действие - 2/П, Б/М, Б/П.

2/П, Б/М и Б/П перейти в грузовую (пассажирскую) кабину, захватив с собой аварийную радиостанцию и радиомаяк (при его наличии), сбросить групповые спасательные плавсредства (плоты), предварительно закрепив их фалы за элементы конструкции вертолета, при необходимости привести их в рабочее положение (развернуть, перевернуть).

*(7) Эвакуацию людей - выполнить - 2/П, Б/М, Б/П.

2/П, Б/М и Б/П обеспечить переход людей, находящихся в вертолете в групповые спасательные плавсредства, а при их отсутствии - покидание людьми вертолета с надетыми индивидуальными плавсредствами. КВС выполнять устойчивое висение.

*(8) об окончании эвакуации КВС - доложить - Б/М, 2/П, Б/П.

Б/М, 2/П и Б/П убедившись, что на борту вертолета не осталось

людей, доложить КВС об окончании эвакуации.

*(9) Команду Б/М, 2/П, Б/П о покидании вертолета - подать - КВС.

КВС, приняв доклад от Б/М, 2/П об окончании эвакуации людей, дать им команду покинуть вертолет.

*(10) О завершении эвакуации людей, Б/М, 2/П, Б/П - убедиться - КВС.

КВС через свой блистер визуально убедиться, что люди, Б/М, 2/П, Б/П находятся вне вертолета.

*(11) Вертолет на безопасное расстояние от плавсредств – переместить - КВС.

КВС переместить вертолет по-возможности на расстояние 50-100 м в сторону от людей, находящихся на воде.

Примечание. При ветре свыше 3 м/с перемещение вертолета от людей, находящихся на воде, рекомендуется выполнять против ветра (в наветренную сторону).

*(12) Вертолет - приводнить - КВС.

КВС приводнить вертолет вертикально с переводом в правый крен при касании фюзеляжем о воду.

*(13) Двигатели - выключить - КВС.

КВС выключить оба двигателя кранами останова при касании фюзеляжем о воду.

КВС покинуть вертолет после останова НВ.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:

1. В случае приводнения вертолета с одним неработающим двигателем необходимо действовать в соответствии с рекомендациями раздела 6.7,удерживать вертолет на плаву, используя мощность работающего двигателя вплоть до чрезвычайной.

2. В случае приводнения с двумя неработающими двигателями посадка на воду выполняется на режиме самовращения НВ в соответствии с рекомендациями раздела 6.6, с минимально возможной поступательной скоростью приводнения. При этом безопасное покидание вертолета людьми, находящимися на борту НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ.

6.10.2.2. Развернутое содержание аварийной контрольной карты

"Действия экипажа перед приводнением вертолета, оборудованного системой

аварийного приводнения".

*(1) В наличии скорости полета менее 150 км/ч - убедиться – КВС.

КВС и 2/П должны убедиться, что скорость полета по указателю

не превышает 150 км/ч.

*(2) Выключатель НАДУВ ПОПЛАВКОВ – включить – КВС.

КВС при полете над водной поверхностью включить выключатель

НАДУВ ПОПЛАВКОВ на левом рычаге шаг-газ и проконтролировать наполнение поплавков по загоранию табло НАДУВ ПОПЛАВКОВ, визуально и по докладу 2/П. 2/П визуально убедиться в наполнении поплавков правого борта и доложить КВС об их наполнении.

*(3) Сигнал БЕДСТВИЕ, аварийное освещение и табло "ВЫХОД" –

включить - КВС.

*(4) Службе УВД об аварийной ситуации и прининаемых мерах –

сообщить - КВС, 2/П.

КВС или по его команде 2/П сообщить службе УВД об аварийной ситуации в соответствии с типовым текстом:

БЕДСТВИЕ. БЕДСТВИЕ. БЕДСТВИЕ.

Я (тип вертолета, позывной или бортовой номер),

ПРОИЗВОЖУ ВЫНУЖДЕННУЮ ПОСАДКУ (место открытым текстом),

ПРИЧИНА ПОСАДКИ ______________

РЕЖИМ ПОЛЕТА (курс, высота) _________________

ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ (какая) _______________

НА БОРТУ ______ ЧЕЛОВЕК.

*(5) Стеклоочистители - включить - КВС, 2/П.

КВС и 2/П, или по команде КВС Б/М, включить стеклоочистители.

*(6) К приводнению - подготовиться - КВС, 2/П, Б/М, Б/П.

КВС дать указание Б/М или Б/П, при его наличии, проверить, на всех ли людях надеты спасательные жилеты, все ли перевозимые люди находятся на своих местах и пристегнуты привязными ремнями.

*(7) Снижение и посадку на воду - выполнить - КВС, 2/П.

КВС выполнить снижение и посадку на воду по возможности против

ветра, с минимально возможными поступательной и вертикальной

скоростями (предпочтительно вертикальным снижением) вдоль фронта волн, ближе к береговой черте.

*(8) Двигатели - выключить – КВС, Б/М.

КВС или по его команде Б/М краны останова установить в закрытое положение, закрыть пожарные краны и выключить все топливные насосы.

*(9) Блистеры, люки, двери, выдавливаемые окна - сбросить, внутренние двери - открыть, зафиксировать - КВС, 2/П, Б/М, Б/П.

Всем членам экипажа на своих рабочих местах сбросить блистеры, крышки люков, входную дверь. При наличии выдавливаемых окон, с помощью рукоятки, расположенной у окна, выдернуть фиксирующий профиль и вытолкнуть окно наружу. Открыть и зафиксировать в открытом положении двери в кабину экипажа и, при наличии, в пассажирский салон. Б/М и Б/П убедиться в том, что все перевозимые люди находятся на своих местах и пристегнуты, после сброса входной двери занять свои рабочие места и пристегнуться привязными ремнями.

*(10) Групповые спасательные средства –

привести в действие - КВС, 2/П, Б/М, Б/П.

КВС, 2/П, Б/М и Б/П перейти в грузовую (пассажирскую) кабину, захватив с собой аварийную радиостанцию и радиомаяк (при его наличии), групповые спасательные плавсредства (плоты) привести в действие, предварительно закрепив их фалы за элементы конструкции вертолета, при необходимости привести их в рабочее положение (развернуть, перевернуть).

*(11) Эвакуацию людей - выполнить - КВС, 2/П, Б/М, Б/П.

КВС, 2/П, Б/М и Б/П обеспечить переход людей, находящихся в вертолете в групповые спасательные плавсредства, а при их отсутствии - покидание людьми вертолета с надетыми индивидуальными плавсредствами.

*(12) Об окончании эвакуации КВС - доложить - Б/М, 2/П, Б/П.

Б/М, 2/П и Б/П убедившись, что на борту вертолета не осталось людей, доложить КВС об окончании эвакуации.

*(13) В завершении эвакуации людей, Б/М, 2/П, Б/П - убедиться - КВС.

КВС убедиться, что люди, Б/М, 2/П, Б/П находятся вне вертолета.

*(14) Вертолет - покинуть - КВС.

КВС покинуть вертолет, по возможности обесточив его выключением аккумуляторов,

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:

1. В СЛУЧАЯХ, КОГДА АВАРИЙНОЕ ПРИВОДНЕНИЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ

В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ БЛИЗОСТИ ОТ БЕРЕГОВОЙ ЧЕРТЫ, ИЛИ ПОСТОРОННИХ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ (СУДОВ, МБУ И Т.П.) ДОПУСКАЕТСЯ ВЫПОЛНЕНИЕ РУЛЕНИЯ ПО ВОДНОЙ ПОВЕРХНОСТИ, ЕСЛИ ЭТО ПРИВЕДЕТ К БОЛЕЕ БЕЗОПАСНОМУ ПОКИДАНИЮ ВЕРТОЛЕТА ПАССАЖИРАМИ. СКОРОСТЬ РУЛЕНИЯ СЛЕДУЕТ ПОДБИРАТЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ ВОДНОЙ ПОВЕРХНОСТИ (БАЛЬНОСТИ) И ПОВЕДЕНИЯ ПОПЛАВКОВ, СКЛОННЫХ К ПОТЕРЕ ФОРМЫ И ПОДВОРАЧИВАНИЮ, ПРИ ПРЕВЫШЕНИИ СКОРОСТИ 15 КМ/Ч.

В ОСТАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ РУЛЕНИЯ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ.

2. НАДУТЫЕ ПЕРЕДНИЕ ПОПЛАВКИ ИСКАЖАЮТ ПОКАЗАНИЯ УКАЗАТЕЛЕЙ СКОРОСТИ, ПО ЭТОМУ ПРИ ТОРМОЖЕНИИ ВЕРТОЛЕТА ПЕРЕД ПРИВОДНЕНИЕМ ПРОХОЖДЕНИЕ СКОРОСТИ 4О-30 КМ/Ч СЛЕДУЕТ КОНТРОЛИРОВАТЬ ПО ВОЗНИКНОВЕНИЮ РЕЖИМА ""ТРЯСКИ".

3. ПРИ АВАРИЙНОМ ПРИВОДНЕНИИ НОЧЬЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВЕТА ФАР СЛЕДУЕТ ИМЕТЬ В ВИДУ, ЧТО ВОДНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ НАЧИНАЕТ ПРОСМАТРИВАТЬСЯ С ВЫСОТЫ ОКОЛО 30 М, А НА ВЫСОТАХ МЕНЕЕ 20 М ИЗ-ЗА ОТРАЖЕНИЯ СВЕТА ПЕЛЕНОЙ БРЫЗГ, ПОДНЯТЫХ ПОТОКОМ ВОЗДУХА ОТ НВ, ВОЗНИКАЕТ СВЕТОВОЙ ЭКРАН, КОТОРЫЙ УХУДШАЕТ ВИДИМОСТЬ ИЗ КАБИНЫ ПИЛОТОВ.

В ЭТОМ СЛУЧАЕ НАПРАВЛЕНИЕ СВЕТА ФАР СЛЕДУЕТ УДЕРЖИВАТЬ

ВНУТРИ СВЕТОВОГО ЭКРАНА (БЛИЖЕ К ВЕРТОЛЕТУ) НА УЧАСТКЕ, ГДЕ ВОДНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ ПРОСМАТРИВАЕТСЯ.


Похожая информация.


Текущая страница: 4 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

§ 14. Безопасность в общественном транспорте и автомобиле

Давайте рассмотрим, как безопасно вести себя в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и автомобиле.

Автобус один из самых распространённых видов транспорта. Он легко маневрирует в транспортном потоке, может резко менять направление и скорость движения. Правда, при неблагоприятных погодных условиях и плохом состоянии дороги, в случае резкого торможения и в некоторых других ситуациях с ним может произойти авария. Причём удар даже на небольшой скорости часто приводит к травмам пассажиров.


Эвакуация из автобуса через аварийный выход


Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать двери, окна, вентиляционные люки.

В автобусах имеются специальные окна, которые могут служить аварийными выходами. Чтобы воспользоваться ими, надо вытянуть за специальную рукоятку шнур уплотнения, а затем выдавить стекло. Можно и просто выбить любое стекло при помощи твёрдого предмета: «дипломата» с металлическим ободом, огнетушителя, тормозного башмака. При этом надо следить, чтобы рядом не было людей, которых могут поранить острые осколки. Не забыть также отбить острые осколки по краям окна.

После того как авария произошла, первым делом надо определить, где и в каком положении вы находитесь и нет ли пожара. В зависимости от ситуации двигаться к выходу.

Ситуация затопления салона редка. Однако, оказавшись в ней, не следует спешить покидать салон, надо подождать, пока он частично наполнится водой выбираться будет легче.

Троллейбус и трамвай из-за их сравнительно небольшой скорости и малой маневренности наиболее безопасные виды общественного транспорта. Но надо помнить, что электрическая тяга создаёт опасность поражения током. При сильных ливнях, при оттепелях в зимнее время может произойти замыкание токонесущих проводов на корпус машины. В 1996 г. в Москве несколько раз по этой причине выходило из строя до 40 % троллейбусов, что вызывало перебои в обслуживании пассажиров. Иногда это приводило к травмированию людей.

Поражение током возможно и при сильном ветре, когда вероятен обрыв контактного провода и его падение на крышу машины. Покидать троллейбус (трамвай), находящийся под током, можно только прыжком, чтобы исключить удар током, когда пассажир, стоя одной ногой на ступеньке, касается другой ногой земли.


Эвакуация из троллейбуса (трамвая)


Метро транспортное средство повышенной опасности. Чтобы избежать неприятностей, надо соблюдать правила пользования метрополитеном.

Первая зона опасности в метро турникеты на входе. Попытка пройти бесплатно, создать давку и прорваться группой, перепрыгнуть через турникет чаще всего заканчивается ударом его створок. Для взрослых такой удар практически безопасен, ребёнку он может нанести серьёзную травму.

Вторая зона опасности эскалатор. Причиной опасной ситуации на нём могут стать резкая остановка, неожиданный разгон или разрушение ленты эскалатора. Не удержавшись при резкой остановке на ногах, надо сгруппироваться и как можно быстрее встать. В случае резкого разгона или разрушения ленты эскалатора надо немедленно перебраться на соседний эскалатор, перепрыгнув или перекатившись через ограждение и не задерживаясь на нём. Не стоит и самим создавать опасные ситуации на эскалаторе: усаживаться на его ступени, устраивать соревнования по бегу, загораживая при этом проход, ставить на поручни предметы или бросать монеты, другие вещи и наблюдать, как они летят вниз. Тонкие каблуки на обуви девочек, слишком мягкие или рваные подмётки могут застрять в его гофрированных ступенях.

Третья зона опасности перрон. Потоки входящих и выходящих пассажиров, к тому же с сумками, чемоданами, рюкзаками, могут создать опасную ситуацию. Зайдя за ограничительную линию и находясь у края платформы, можно упасть на пути. К такому же результату может привести попытка достать самостоятельно упавшую с перрона вещь. Упав на пути, нельзя сразу же подниматься на платформу (под ней находится высоковольтный контактный рельс), надо бежать по ходу поезда к её началу (там есть лестница). Если показался поезд, следует лечь между рельсами головой навстречу поезду, закрыв уши руками и открыв рот.



Четвёртая зона опасности вагон поезда. Во время его движения возможны резкое торможение и остановка, отключение освещения, загорание электропроводки, задымление. В движущемся поезде эти ситуации становятся опаснее вдвойне. Надо помнить, что каждый вагон оборудован экстренной связью с машинистом. В любых опасных ситуациях надо пользоваться ею: нажать кнопку, не торопиться, сказать, что произошло, и назвать номер вагона.

Как вести себя в метро:

Не надо пытаться пройти в метро бесплатно: удар створок турникета может быть достаточно сильным;

Не бежать по эскалатору, не ставить вещи на ступеньки, не садиться и не стоять по ходу движения спиной;

Не задерживаться на выходе с эскалатора, не создавать давки;

Не подходить к краю платформы;

Не подходить к вагону до полной остановки поезда; рюкзак или сумку снять с плеча: они помешают развернуться в вагоне;

Не поднимать самостоятельно упавший на рельсы предмет, позвать для этого дежурного по станции;

Не паниковать, если поезд остановился в тоннеле; ждать объявлений и выполнять все распоряжения работников метрополитена;

Не спешить заглянуть в оставленный кем-то чемодан или сумку, сообщить о них дежурному по станции;

Помнить: от вашей воспитанности зависит безопасность других пассажиров (брошенная на платформу банановая кожура может для кого-то стать причиной травмы, не придержанная за собой входная дверь вестибюля ударит следующего за вами человека).

Легковой автомобиль. Большинство людей время от времени пользуются этим видом транспорта, даже если в семье нет автомобиля. Легковые автомобили наиболее опасны для пешеходов и пассажиров по нескольким причинам:

Многие автолюбители, в отличие от профессионалов, не имеют хорошей подготовки;

Автомобили обладают высокой скоростью движения;

В потоке машин легковой автомобиль может столкнуться с тяжёлым грузовиком, в этом случае его водитель и пассажиры подвергаются большей опасности, чем люди, находящиеся в грузовике.

Меры по обеспечению безопасности в легковом автомобиле:

Во время движения нельзя открывать двери;

Нельзя ездить без пристёгнутых ремней безопасности;

В машине надо иметь аптечку и огнетушитель;

Во время движения надо следить за дорогой и не мешать водителю;

Нельзя отвлекать водителя от управления во время движения автомобиля.

Иногда во время поездки пассажир пассивен, не следит за дорогой, и опасность столкновения для него полная неожиданность. Поэтому следует развивать у себя очень полезную привычку: сидя в машине, воспринимать каждый необычный сигнал (звук гудка, нарастающий звук двигателя приближающейся машины, визг тормозов за окном) как предупреждение об опасности.

Увидев, что столкновение неизбежно, надо упереться ногами в пол, а руками – в панель или переднее сиденье. После столкновения надо постараться быстро покинуть машину.

Если выбраться через двери невозможно, это надо сделать, выбив переднее или заднее стекло ногами. Поможет в этой ситуации какой-либо инструмент или другой предмет, находящийся в салоне автомобиля. Подручным средством может быть и противоугонное устройство – блокиратор руля. Выбравшись наружу, надо помочь выбраться остальным, достать из машины аптечку и огнетушитель.

Вопросы и задания

1. Расскажите об одном из известных вам городских маршрутов автобуса, троллейбуса, трамвая. Опишите подробно маршрут, расскажите об опасных местах, через которые он проходит (перекрёстки, крутые подъёмы, спуски, эстакады на транспортных развязках), режим движения машин на этом маршруте в разное время дня и в различные дни недели.

2. Изложите правила безопасного поведения в автобусе.

3. Расскажите о правилах поведения в троллейбусе и трамвае в сырую, ненастную погоду.

4. Пользуясь городским транспортом, изучите конструкции входных дверей автобусов, трамваев. Расскажите, почему нельзя прислоняться к ним во время движения. Как можно использовать их в качестве аварийного выхода?

5. Расскажите о средствах безопасности в метро. Какие опасные ситуации могут возникнуть в вагоне поезда метро? Расскажите о своих действиях в этих случаях.

6. Изучите схему метрополитена в вашем городе. Найдите возможные варианты объезда для ситуации, когда один из участков перекрыт вследствие аварии. Знаете ли вы, каким видом наземного транспорта можно воспользоваться в случае аварии на станции, которой вы обычно пользуетесь?

7. Расскажите, какие устройства для обеспечения безопасности в легковых автомобилях вы знаете.


ЗАДАЧА 18.

Вы едете вечером в поезде метрополитена. В вагоне кроме вас находится только спящий дедушка. Вдруг поезд остановился в пролёте между станциями. Проходит 20 минут, но поезд стоит. И тут вы заметили в конце вагона оставленную кем-то коробку. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Разбудить дедушку и удалиться вместе с ним в другой конец вагона или укрыться за сиденьями.

2. Открыть коробку и посмотреть, что там.

3. Сообщить машинисту.

4. Выкинуть коробку в окно.


ЗАДАЧА 19.

Вы едете в школу в переполненном вагоне метрополитена и находитесь у двери. Вдруг у вас закружилась голова и заболел живот. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Выйти на ближайшей станции и посидеть.

2. Выйти на ближайшей станции и зайти к врачу.

3. Поехать в поликлинику.

4. Попросить кого-нибудь уступить вам место.


ЗАДАЧА 20.

Вас с мамой пригласили на дачу отмечать Новый год. На улице -29 °C. От станции метрополитена вы должны ехать по шоссе 17 км. На остановке автобуса вы узнаёте, что автобусы начнут ходить только через два часа. Вам сказали, что вы можете дойти через лес за час. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия.

1. Стоять на остановке и ждать автобус.

2. Пойти через лес.

3. Попытаться доехать на какой-либо проезжающей мимо машине.

4. Вернуться домой.

5. Попробовать найти какой-либо другой способ добраться до нужного места (другой автобус).


ЗАДАЧА 21.

Вы с другом едете в метро. В ожидании поезда вы замечаете, что один из пассажиров уронил на рельсы сумку и пытается прыгнуть за ней. Горит зелёный сигнал семафора. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Отправиться искать сотрудника транспортной полиции.

2. Остановить пассажира от необдуманного поступка.

4. Подсказать этому человеку, чтобы он обратился за помощью к дежурному по станции.


ЗАДАЧА 22.

Вы едете с друзьями в вагоне метро. Вдруг вагон начинает заполняться дымом, слезятся глаза. Люди начинают беспокоиться. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. По внутренней связи передать информацию машинисту.

2. Попытаться открыть двери вагона и окна, чтобы поступал свежий воздух.

3. Найти под сиденьем в вагоне огнетушитель.

4. Сохранять спокойствие, успокоить людей, обратиться за помощью ко взрослым.

5. При остановке поезда в тоннеле и открытии дверей не выходить на пути.


ЗАДАЧА 23.

Вы едете со знакомыми в автомобиле зимой. Гололёд. Вы сидите на заднем сиденье. Вдруг на проезжую часть наперерез машине выбегает собака. Водитель начинает тормозить. В результате машина начинает скользить, и вы видите, что возможно столкновение со столбом освещения. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Кричать, давать советы водителю.

2. Собраться, сгруппироваться, упереться ногами в спинку переднего сиденья.

3. Лечь на заднее сиденье, закрыв голову руками.

4. Сидя упереться руками в спинку переднего сиденья.

5. Постараться найти ремни безопасности и пристегнуть их.

6. При остановке покинуть машину.

§ 15. Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт на сегодняшний день остаётся одним из самых распространённых, так как он сравнительно дёшев и относительно безопасен. Но опасность аварий на нём всё-таки существует, так как для остановки поезда, несущегося на большой скорости, требуется не менее километра. Спасателям бывает сложно быстро прийти на помощь его пассажирам в случае аварии, так как железнодорожные магистрали часто проходят вдали от населённых пунктов и автомобильных дорог.

Опасность подстерегает не только в поезде. Опасными зонами являются также железнодорожные пути, переезды, вокзалы, посадочные платформы. Здесь существует реальная угроза не только для работников железной дороги и пассажиров, но и для людей, проживающих вблизи от железнодорожных путей, станций, вокзалов и депо.

Опасные зоны железнодорожного транспорта

Во время поездки нельзя забывать и о правилах поведения на пристанционных территориях (посадочных платформах, железнодорожных путях и переездах, на вокзалах и в поездах). Эти наиболее опасные зоны железнодорожного транспорта приведены на схеме. Хотя скорость движения поезда при маневрировании, подходе к платформе невелика, видимость для машиниста и пассажиров очень ограничена. На подъездных путях много различных технических устройств (семафоры, стрелки перевода путей), поэтому существует опасность повредить ноги. Пересекать железнодорожные пути лучше всего по подземным, надземным или обозначенным переходам. Если всё-таки приходится выходить на пути (например, на небольших станциях в сельской местности), надо быть особенно внимательными и осторожными, не пересекать пути, не осмотревшись, и никогда не торопиться. Помнить, что железная дорога зона повышенной опасности!


Как не пострадать от железнодорожного транспорта:

Не ходить по железнодорожным путям, особенно там, где есть стрелки, не играть на путях;

Не подлезать под вагоны, при переходе через пути пользоваться пешеходными мостами, тоннелями и переходами;

Не бегать по платформе в ожидании поезда;

Не стоять у края платформы;

Не подходить к вагону до полной остановки поезда;

Не высовываться из окон во время движения поезда;

Не открывать наружные двери тамбуров и не выпрыгивать при движении поезда.


Разместившись в вагоне на своём месте, надо безопасно расположить багаж. Тяжёлый и громоздкий багаж лучше не класть наверх, а разместить его внизу под нижними полками. Подумать о своей безопасности во время сна (особенно на верхней полке). Изучить правила поведения пассажиров, которые вывешены в вагоне.

Что делать в случае крушения поезда:

Попробовать выбраться через окно;

Не думать о багаже: жизнь дороже;

Не уходить далеко от места аварии, выбравшись из опасной зоны, постарайтесь не отходить от взрослых;

Выпрыгивать из движущегося поезда только в случае прямой опасности для жизни; при этом надеть на себя как можно больше одежды, защитить голову прыгать по ходу движения с той стороны вагона, где нет столбов, и стараться приземлиться на соединённые вместе ноги, а затем перекатами и кувырками гасить скорость падения.


При возникновении в вагоне пожара следует немедленно сообщить об этом проводнику, а в пригородной электричке – по переговорному устройству машинисту поезда. После этого по указанию должностных лиц поездной бригады необходимо быстро уходить в передние или задние вагоны поезда, плотно закрывая за собой двери.

Вопросы и задания

1. Назовите опасные зоны железнодорожного транспорта.

2. Представьте себе, что вы опаздываете на посадку и не успеваете к своему вагону. Как вы поступите?

3. Составьте список необходимых в поезде вещей.

4. Что должен знать пассажир? Какие правила он должен соблюдать?

5. Что необходимо делать в случае аварии?

6. Что делать, если в вагоне электрички возник пожар?


ЗАДАЧА 24.

Вы с родителями спешите на электричку. Опаздываете на поезд. На путях перед вами стоит товарный поезд. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия.

1. Бежать через пути к платформе, обегая товарный поезд.

2. Пройти до перехода и выйти на платформу.

3. Пролезть к платформе под товарным вагоном.

§ 16. Авиационный транспорт

Современные самолёты надёжны, и полёт на них почти всегда безопасен. Однако пока нет совсем безопасных механизмов, машин. Самолёт очень сложная машина, да и погода во время полёта бывает не всегда тихая и солнечная. К сожалению, каждый год в авиакатастрофах в мире погибает в среднем 3000 человек.

В полёте самолёт всегда автономен, его безопасность обеспечивается работой десятков людей на Земле: техников, связистов, диспетчеров. Но как бы он ни был совершенен, любой полёт на нём всегда зависит от внешних условий. Сильный ветер, плохая видимость, снег и дождь влияют на безопасность полёта, создавая иногда ситуации, для преодоления которых от экипажа и наземных служб требуется много умения, упорства, а иногда и мужества.

Пассажир также должен соблюдать правила, от выполнения которых зависит безопасность полёта.

Как вести себя в салоне самолёта:

Перед взлётом и посадкой занять своё место и не ходить по салону;

На полке, расположенной над креслами, размещать только негромоздкие вещи (пальто, плащ, куртку);

Внимательно выслушивать информацию стюардессы о правилах поведения и средствах безопасности на борту судна;

Во время полёта изучить правила применения средств безопасности;

Следить, чтобы при взлёте и посадке ремень безопасности был плотно натянут у бёдер;

При опасных ситуациях сохранять спокойствие и выполнять все указания экипажа.

В катастрофических ситуациях на самолётах обычно проявляются два опасных типа поведения пассажиров паника и апатия. Второе, как ни странно, встречается чаще.

Следует учитывать это и никогда не прекращать борьбу за свою жизнь.

Рассмотрим некоторые опасные ситуации, возможные во время полёта, и вместе подумаем, как из них выйти.

При аварии на самолёте запас времени для действий очень мал, поэтому страх, паника только увеличат опасность, сократят это время. Необходимо действовать разумно: от этого зависит ваше спасение.

Если авария происходит при взлёте, посадке или на большой высоте, пилоты постараются прервать полёт и посадить самолёт, однако аварийная посадка в этом случае не будет мягкой.

При аварийной посадке надо принять безопасное положение: тело согнуто, голова наклонена как можно ниже, руки прикрывают голову, ноги упираются в спинку переднего сиденья.

Убрать от себя громоздкие, тяжёлые и другие опасные предметы, способные нанести ранения. Постараться надеть на себя верхнюю одежду.

После аварийной посадки необходимо не паниковать, выполнять все команды экипажа самолёта, помогать тем, кто ранен или находится в беспомощном состоянии. Покинуть самолёт можно только через аварийные выходы. После выхода из самолёта нужно отойти от него на безопасное расстояние, так как возможен его взрыв. Действия должны быть чёткими, осознанными, быстрыми, ведь от этого зависит здоровье и жизнь.


Безопасное положение при аварийной посадке


При разгерметизации самолёта во время полёта у пассажира есть только несколько секунд, чтобы надеть кислородную маску, которая находится в спинке переднего сиденья или над головой.

При пожаре в самолёте надо выполнять все команды экипажа. После приземления самое главное как можно быстрее покинуть самолёт, а для этого нужно направиться к ближайшему аварийному выходу. Пробираться к выходу следует на четвереньках, пригнувшись как можно ниже, так как внизу дыма меньше (опасен не столько огонь, сколько дым). Закрыть рот шарфом или платком (если возможно, мокрым). Не брать с собой ручную кладь, проявлять решительность и дисциплинированность.

При аварийной посадке самолёта на воду нужно надеть спасательный жилет, но надуть его лишь слегка, чтобы он не мешал при выходе.

Вопросы и задания

1. Если вам приходилось летать на самолётах, расскажите о своих впечатлениях.

2. Расскажите о правилах безопасности на авиационном транспорте.

3. Вспомните и расскажите о каком-либо фильме или книге, где показана (описана) аварийная ситуация на воздушном транспорте.


ЗАДАЧА 25.

Во время полёта в самолёте возникли неполадки, в результате которых предстоит аварийная посадка. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Не паниковать, выслушать информацию экипажа.

2. Сгруппироваться перед посадкой, закрыть голову руками и наклониться вперёд.

3. Одеться.

4. Отправиться к экипажу выяснять ситуацию.

5. Пристегнуться ремнём безопасности.

6. Подготовить свои вещи к эвакуации.