Экскурсия по дому. Интерьеры усадьбы Тютчевых в Овстуге Как добраться до усадьбы Овстуг

Усадьба Тютчева находится в Подмосковном с.Мураново Пушкинского района.

“Музей-усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева” – литературно-мемориальный музей, созданный потомками Ф. И. Тютчева на базе родовой усадьбы.

История усадьбы.

История Мураново известна с середины XVII века, когда его владельцем был А.И. Меркульев, затем ею владели по очереди князь Оболенский, помещик Суровщиков, адмирал Сипягин, фейерверкер Дудышкин, надворный советник Л.Г. Черевин, В 1816 г. с. Мураново и с. Григорово купила жена генерал-майора Л.Н.Энгельгардта.
На старшей дочери Энгельгардта в 1826 г. женился поэт Баратынский. С тех пор судьба усадьбы связана с литераторством. В 1837 году его ближайший друг, литератор Николай Васильевич Путята стал мужем Софьи Львовны, младшей дочери Энгельгардтов.
В 1842 году Баратынский сносит дом Энгельгардтов и строит новый дом по собственному проекту (на экскурсии много обращают внимание на этот проект).
Недолго прожил в этом доме Баратынский… После его смерти дом достается младшей сестре Энгельгардтов. И начинается эпоха Путяты.
Затем в 1869 году единственная дочь Путят Ольга Николаевна вышла замуж за Ивана Фёдоровича Тютчева. Благодаря ему в наше время усадьба продолжает свою жизнь как музей. И в народе ее называют многие просто “Усадьба Тютчева”.

Об истории усадьбы много написано на сайте музея .

Экскурсия в Музей-усадьба Мураново им. Ф.И. Тютчева.

Усадьба расположена в очень живописной части Мураново: на возвышенности, окруженная с трех сторон лесом и с четвертой стороны лугом, внизу протекает речка, на противоположном берегу реки березовая роща.

Есть в усадьбе одна очень интересная картина брата Н.В. Путяты “Сенокос в Мураново”. Вот она лучше меня передаст обстановку усадьбы.

Конечно, сегодня там нет крепостных крестьян, лошадей, но в музее проводятся тематические праздники с воспроизведением духа тех времен.

Мы были там дважды (зимой и летом). Первое впечатление – заброшенное имение помещика 19 века (особенно зимой, когда все мрачно, не убрано, безлюдно).
Да, уровень сервиса в Мураново на троечку. Видно, что музей еле-еле выживает. Только окунувшись в прошлое, послушав экскурсию, отлегло…

Экскурсия по дому.

Группы экскурсоводы забирают примерно 1 раз в пол-часа. Пришлось загорать на лавочке.

Экскурсия по дому очень интересная. много рассказывает экскурсовод о проекте Боратынского, как у него все продумано было. Очень много внимания Боратынский уделил теплоизоляции дома и естественному освещению.

В комнатах много экспонатов, имеющих историческую ценность: предметы быта, картины, фотографии, книги…

В этой комнате работал Е.А. Боратынский. А в 1874 году здесь была размещена обстановка из петербургского кабинета Ф.И. Тютчева.

После смерти Фёдора Ивановича Тютчева, его сын Иван Фёдорович перевёз в усадьбу книги и личные вещи отца.

Гостиная.

Большая Гостиная – самая большая комната дома. Она объединяет внутреннее пространство дома с мурановским пейзажем.

Столовая.

Интерьеру этой комнаты придают особый характер белые колонны, обрамляющие нишу в глубине комнаты. Между колоннами – напольные часы из красного дерева. Такие часы, были выписаны из Англии при Екатерине II.

Обстановка комнаты была привезена сюда из Царского Села, где последние месяцы жизни проживал Тютчев. В комнате находятся портреты близких поэту людей.

В 1879 году И. Ф. Тютчев построил своей матери, Эрнестине Федоровне, в северо-восточном углу усадьбы здание с кухней, ледником и дровяным сараем.

А зимой, кстати, хоть и мрачненько тут и не очень было ухоженно, зато напротив входа в усадьбу сооружают такую огромную ледяную горку, которых я раньше нигде не видел. Да, и не рассчитывайте подъехать к самому входу в усадьбу. Парковаться нужно на большой парковке сразу при съезде с трассы, а дальше идти вниз до колодца и направо, мимо обелиска, метров 200.

Святы источники в Мураново.

Есть в Мураново и два св.источника. Находятся они в западной части села (второй заезд в село, если ехать от ст.Ашукинская).

“Барсикй колодец”

Димитрия Солунского.

Post Views: 4 053


Над средней частью дома был поставлен мезонин с куполом-фонарем и шпилем для флагштока, на котором поднимался флаг с фамильным гербом. Со стороны парка к балкончику-террасе примыкал пандус. Ф.Тютчев в письме матери от 31 августа 1846 года писал: "…Что до нового дома, то он, право, весьма хорош, и вид со стороны сада очень красив…".

В 1949 году в парижском журнале "Возрождение" (1949-1974) русский писатель и переводчик Борис Константинович Зайцев (1881-1972) - один из последних представителей литературы Серебряного века, опубликовал эссе "Тютчев: жизнь и судьба: (к 75-летию кончины)". Он замечательно и как-то проникновенно написал о судьбе Ф.И Тютчева, в том числе и о его детских годах, проведённых в Овстуге:

«...Как звезды ясные в ночи». Это стихи Тютчева. Да, звезды. «Любуйся ими - и молчи». Но стихи рождены жизнью. Тютчевские стихи и особенно изошли из его жизни и судьбы. Может быть, сама жизнь эта есть некое художественное произведение?
Ее начало озарено почти волшебно; роскошный дом имения Овстуг (Брянского уезда, Орловской губернии). Изящный, ласковый мальчик, очень одаренный, баловень матери. В доме смесь духа православного с французскими влияниями. - Так и всегда было в барстве русском. Говорили в семье по-французски, а у себя в комнате Екатерина Львовна, мать поэта (урожденная графиня Толстая), читала церковно-славянские часословы, молитвенники, псалтыри.
«Юный принц» возрастал привольно. Учился, но нельзя сказать, чтобы умучивался трудом - навсегда осталось широкое, вольготное отношение к работе.
В 1821 году Университет окончен, в феврале 22-го он уже в Петербурге, служит в Коллегии Иностранных Дел, а в июне граф Остерман-Толстой, родственник матери, увозит его в своей карете за границу. Устраивает сверхштатным чиновником нашей миссии в Мюнхене.

Сейчас, так же как и прежде, в барском доме комнаты располагаются вокруг узкого центрального помещения с лестницей, ведущей в мезонин и цокольный полуэтаж. Между собой комнаты связаны анфиладно, в мезонине имеют выходы на балконы. Обстановка мемориальных комнат приобретена у коллекционеров в соответствии с описью имущества. В экспозиции находится ряд подлинных вещей Ф.И. Тютчева и его родственников.
Внутренняя планировка залов первого этажа только частично соответствует той, которая была при жизни поэта. Через центральный вход с южной стороны попадаем в вестибюль дома-музея.

На противоположных стенах этой комнаты висят картины, иллюстрирующие петербургскую и провинциальную жизнь Тютчева. Слева на стене рядом с картиной, на которой Фёдор Иванович в окружении обитателей усадьбы на фоне всех усадебных строений, - портрет первого учителя и воспитателя Ф.И. Тютчева Семёна Егорыча Раича - педагога, поэта, знатока и переводчика античной и итальянской поэзии. Он был и учителем Михаила Лермонтова.

На другой стене - картина художника С. Литвинова "Тютчев в Петербурге".

Следующий зал музея посвящен детским и юношеским годам в жизни Тютчева. В этом зале - портреты родителей, виды Овстуга и Москвы, книги тютчевской библиотеки, старинная мебель.

В центре зала размещен музейный экспонат особой ценности - рояль фирмы "Велениус", подаренный Ф.Тютчевым своему первому учителю С.Е. Раичу.

Отец Фёдора Тютчева, гвардии поручик Иван Николаевич, в 1798 году женился на московской дворянке Екатерине Львовне Толстой. Молодая семья была счастлива в родовом имении, которое славилось своим гостеприимством.
Екатерина Львовна была дочерью Льва Васильевича Толстого и Екатерины Михайловны Римской-Корсаковой. Родная сестра её отца, Анна Васильевна Остерман, и её супруг Ф. А. Остерман сыграли большую роль в судьбе племянницы и её семьи.

Панорама Брянска XIX века художника Г. Хлудова.

В кабинете хранится письменный стол-бюро, подаренный Ф.Тютчеву старшим братом. На столе чернильница, гусиное перо, а над столом барометр немецкой работы, изготовленный в 1843 году. Он показывает изменение атмосферного давления и сегодня.

Один из музейных залов посвящен зарубежным годам Тютчева. Более 20 лет Тютчев провёл в Европе. Служба в Государственной Коллегии Иностранных Дел не принесла Тютчеву чинов и наград, но позволила объехать всю Европу, приобщиться к основам германской поэзии, встретить первую любовь и познать первую боль невосполнимых утрат. Портреты, на стенах этого зала, знакомят нас с родными и друзьями Ф.Тютчева.
Баронесса Амалия фон Крюденер - известная красавица высшего света XIX века, первая любовь поэта, адресат его знаменитого стихотворения "Я встретил Вас и все былое..." и других, носящих название "мюнхенского цикла".

Снова обращаемся к тексту Бориса Зайцева:

Роман с Амалией Лерхенфельд, от которого в литературе осталась драгоценность, в жизни Тютчева крупно не отозвался, ни Амалию Максимилиановну (которой было шестнадцать лет), ни его самого не сломил. Все это было очень юно и невинно. Ничего решительного не случилось, все само собою растаяло и испарилось, добрые же отношения остались навсегда. Амалия Максимилиановна вышла замуж, сначала за барона Крюднера, потом за графа Адлерберга. Жила в России, всегда Тютчеву была союзною державой. Это она привезла стихи его в Петербург в 36 году, она же хлопотала за него позже перед правительством - через Бенкендорфа. А совсем поздно, за три года до своей кончины, встретив ее в Карлсбаде уже немолодой женщиной, Тютчев написал ей нежные, не столь прославленные, как ранние, все же хорошие стихи. («...И то же в вас очарованье, и та ж в душе моей любовь»).
В 1826 году он женился в Мюнхене на г-же Петерсон, урожденной графине Ботмер, «представительнице старейшей баварской аристократии». Это уже судьба - двенадцать лет жизни вместе, три дочери, радость и горе, драмы и ревность (ревновали всегда Тютчева, его, а не он - участь в этом иная, чем Пушкина). Как и Амалия Максимилиановна, Эмилия Элеонора была красавица, видимо, и вообще очаровательная женщина, пылкого характера и сильных чувств. Его же, кроме нее, привлекали и другие. Он вообще, по природе своей, не мог быть верен - в разных обликах являлось ему «вечно-женственное» и прельщало. Привело же это в мюнхенской жизни к тому, что однажды Эмилия Элеонора пыталась на улице заколоться кинжалом. (Он сам признавался, что любит она его так, как «ни один человек не был любим другим».)

Портреты Элеоноры - первой жены поэта, и трех дочерей от этого брака висят в этом же зале. В лице Элеоноры Тютчев обрел любящую жену, преданного друга и неизменную опору в трудные минуты жизни.

Портрет Екатерины Фёдоровны Тютчевой художника И.К. Макарова - дочери Тютчева от первого брака. Она воспитывалась в Смольном институте, была фрейлиной императрицы Марии Александровны, писательница и переводчица.

Здесь же представлен графический портрет второй жены Тютчева - Эрнестины, женщины замечательной красоты и ума, как писал о ней писатель И.С. Аксаков.

И снова - текст Бориса Зайцева:

Удивительна и в самом Тютчеве сила чувства и переживания, несмотря на рассеянный, как бы веерообразный эрос: когда в 1838 году Эмилия Элеонора умерла, он поседел в одну ночь от потрясения. Но в это же время любил и другую, будущую свою вторую жену, тоже любовью трудной и драматической.
Эта другая была тоже германского происхождения, тоже аристократка, тоже вдова и тоже на четыре года старше его - баронесса Эрнестина Федоровна Дёрнберг-Пфеффель. В 1837 г. Тютчев получил повышение по службе - его назначили в Турин, старшим секретарем посольства нашего при Сардинском дворе. Жена, Эмилия Элеонора, уезжала в Россию, он оставался один. Весной 1838 года она возвращалась из Петербурга на том самом «Николае I», на котором плыл юный Тургенев. Близ Любека на пароходе начался ночью пожар, недалеко от берега он и затонул. Эмилия Тютчева с тремя детьми мужественно вела себя на палубе, успокаивала детей, стоя у трапа, где внизу, сбоку бушевало пламя - они дожидались очереди спуститься в лодку. В этом показала себя много выше Тургенева. Но была уже здоровьем надломлена, возвращалась домой на новые тягости с мужем, потрясение нервное на море все-таки было большое - это ее и скосило. Тою же осенью Жуковский, тогда сопровождавший наследника, встретился в Комо с Тютчевым (позже - и на генуэзской Ривьере, в Киавари). Отозвался о нем так: «необыкновенно гениальный и весьма добродушный человек, мне по сердцу» - их пути всегда сходились, - но был удивлен, что вот так убивается он по умершей, «а говорят, любит другую». Не только «говорят», но на Эрнестине Федоровне Дёрнберг Тютчев довольно скоро и женился. По службе это обошлось ему дорого.
Он тогда жил в Турине. Венчаться приходилось в Швейцарии. Посланник отсутствовал, по летнему времени дел никаких, с браком по определенной причине надо спешить - Тютчев поступил решительно: не дожидаясь отпуска, запер посольство и самовольно уехал в Швейцарию.
Обвенчался благополучно и вовремя. Но службы лишился. Его просто уволили
.

Летом из гостиной можно было выйти на террасу и пандус, спуститься в парк, погулять по аллеям. О былом великолепии этой комнаты напоминает лишь старый рояль в углу да шкаф-секретер у стены. В центре на стене висит ещё один портрет второй жены Тютчева баронессы Эрнестины фон Пфеффель. От первого брака у поэта уже было три дочери, которых Эрнестина фактически удочерила. Она была богатой женщиной, и Тютчев не делал секрета из того, что долгое время жил на её деньги.

Не надо думать, что его мюнхенская жизнь только и заключалась в делах любви. Этот блестящий, высокообразованный молодой человек, по портрету нечто вроде юного Гёте, в тогдашнего покроя сюртуке, высоких воротничках и галстуке, с огромным лбом, прекрасными глазами и правильно вьющимися кудрями много сил отдавал и другому: литературе, философии. Общение его - с людьми высокой марки. Шеллинг считал его «достойным собеседником» («...etn sehr ausgezeichneter Mensch, ein sehr unterrichteter Mensch, mit dem man sich immer gerne unterhalt») - Шеллинг был тогда профессором Мюнхенского Университета и Тютчев, хорошо осведомленный в германской философии, не только с ним беседовал, но и спорил - обладая, очевидно, равносильным вооружением - нападал в особенности по православной линии.
В поэзии Гёте и Шиллер были близки ему, лично сошелся он с Гейне - по сближающей черте романтизма. И не только встречался, но и переводил из него - первые переводы Гейне на русский принадлежат Тютчеву. (Тютчев более зрелый и Гейне поздний мало, конечно, совместимы, но в мюнхенские времена это не удивляет.)
Главное же, начинал писать сам, и как следует.


Загадочна его художественная судьба.

Молчи, скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои...

Вот заповедь, от которой не отступил он ни на шаг. Так скрывать, так таить все свое самое драгоценное уж не знаю кто мог бы. Всматриваясь в его жизнь, поражаешься: ко как же сам он относился к своему делу? Да, писал, в великой непосредственности, почти сомнамбулической, всегда в дыхании поэзии, волшебно преображая чувства, мысли... Что тут высокое творчество, сомнений нет. Но почему такая уж предельная от всех замкнутость? Себе и Богу? Художнику это чувство знакомо:
Ты, Всевышний, судья мой. В Твоей вечности слабый мой голос, Твоего создания, войдет, может быть, некоей искрой в нетленный мир и сохранится, хотя я и писал это для себя.
Это понятно. Но не все в этом. Художник ведь человек. Он живет среди братьев, своих, и другой своей стороной, обращенной к людям, стремится внедрить в них создание свое. Кто из писателей не желает распространения своего слова? Сколько драм из-за трудности дойти до читателя! Не одно тут тщеславие: всякий, кто отдал жизнь литературе, считает свое дело важным, а, значит, ждущим ответного восприятия.
Поэт тютчевского размера неужто не сознавал, что его дело, хоть тихо и уединенно, но огромнейшей важности? Следя за днями его, получаешь впечатление: дипломат, философ, даже политик, утонченно трепетный человек, отзывающийся и на мир, на природу, на женское обаяние, блестящий острословный собеседник... - и между прочим пишет стихи... Так, будто бы для забавы, и значения им не придает. Где Пушкин, где профессия, труд невидимый, но упорный?
Вот возвращается он домой, в дождливый вечер, весь промокший. Дочь снимает с него пальто. Он говорит небрежно: «J"ai fait quelques rimes» - и читает их. Она записывает. Это знаменитые «Слезы людские, о слезы людские...» Бог знает, не записала бы Анна Федоровна, может, они бы и не сохранились?
До 1836 года никто почти и понятия не имел, что вот есть такой поэт Тютчев. Мелочи появлялись в малоизвестных альманахах («Урания», «Галатея») и журналах (вроде «Молвы»). Камергер Федор Иванович Тютчев пописывал стишки. Но для службы это не важно, для жизни тоже. Надо было, чтоб сослуживец, князь Иван Гагарин заинтересовался писанием его. Амалия Максимилиановна отвезла стихи его в Петербург - через Жуковского и Вяземского они попали к Пушкину, издававшему тогда «Современник». Он напечатал их в своем журнале. Подпись: Ф. Т. - «Стихотворения, присланные из Германии».
Для чего давать свое полное имя? Пусть будет какой-то Ф. Т. «из Германии». Так продолжалось и дальше. Автор никакого внимания не обращал на свое детище. Оно жило подпольно, само по себе, и до времени мало известно. Кое-кто его ценил. Но за годы - ни одного печатного отзыва.
Дальше идет и совсем странное: с 1840 по 1854 г., за четырнадцать лет ни одного стиха вовсе в печати нет. А писал он теперь как раз больше всего и едва ли не лучше всего.

Музейный зал рассказывает о 50-70-х годах жизни Ф.Тютчева. Первый томик стихов поэта, изданный в 1854 году, масса портретов друзей и современников, виды Петербурга и Москвы наполняют этот зал сегодня. На стене среди множества портретов висит и портрет Елены Александровны Денисьевой.

Но в его собственной судьбе, в начале пятидесятых годов, как и в звуке писаний его, связанных с любовью, не все было закончено. Даже, пожалуй, сильнейшее и наступало. В Смольном Институте учились две дочери Тютчева (от первого брака) Дарья и Екатерина. Тютчев бывал там. У инспектрисы Института, Анны Дмитриевны Денисьевой он познакомился с ее племянницей и воспитанницей Еленой Александровной - девушкой двадцати четырех лет.
До сих пор в списке тютчевских странствий сердечных имена иностранок: Амалия, Эмилия-Элеонора, Эрнестина - теперь появляется русская Елена. С ней входит и иной мир. Раньше были великолепные графини в бриллиантах декольте, с гладкими буклями над ушами. Елена Александровна Денисьева, хоть и дворянка, но из мелких, отец ее служил даже в провинции исправником. Достаточно взглянуть на фотографию Елены Александровны: скромно одетая, в накидочке, причесанная, как причесывались в шестидесятых годах наши матери, интеллигентка с тяжким, нервным взглядом, болезненная, вспыхивающая, очаровательная в своей возбудимости и несущая уже в себе драму.
Тютчев встретился с миром Достоевского. Так могла чувствовать, действовать Настасья Филипповна, или первая жена Достоевского. Ее взгляд соответствовал участи. Горе принесла ей эта любовь, быстро перешедшая в связь. Горе Эрнестине Федоровне, жене законной, с которой продолжал он жить - женщине холодноватой, выдержанной и сильной, крест свой несшей с достоинством. Горе взрослым дочерям его от первого брака, горе девочке Леле, дочери Елены Александровны. Ему самому тоже. Но это рок, ничего нельзя сделать. В его судьбу входило заклание молодой жизни, его грех, породивший высокие звуки поэзии. За поэзию эту заплачено кровью.
Общество не прощало Тютчеву, а особенно Елене Александровне «незаконности» их связи. Да еще у нее появились дети! Многие просто с ней раззнакомились, презрение и отчуждение над ней висели. А по Институту она была знакома с дочерьми Тютчева - вот и пришлось встретиться, например, при раздаче шифров. Как она чувствовала себя при этом!

Стихи его мало она понимала. Больше всего хотелось, чтобы в новом издании все и открыто было посвящено ей. На это он не пошел, вышла ужасная сцена, вполне из Достоевского.
Она была туберкулезная. Бурная жизнь, страдания сердца ускорили все, и в июле 1864 года, после четырнадцати лет связи с ним, она скончалась.

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали -
Лил теплый летний дождь - его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она -
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала, - увлечена,
Погружена в сознательную думу.
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила:
(Я был при ней, убитый, но живой)
«О как все это я любила!»
Любила ты, и так, как ты, любить -
Нет, никому еще не удавалось.
О Господи!.. и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось.

Если бы из гроба видела она, как принял он смерть ее, может быть, больше поверила бы в его любовь - хотя ей вообще нужна была беспредельность: все или ничего. Вот что говорит об отце и его положении в это время Анна Федоровна Тютчева, его дочь, жившая тогда в Германии. «Я причащалась в Швальбахе. В день причастия я проснулась в шесть часов и встала, чтобы помолиться. Я чувствовала потребность молиться с особенным усердием за моего отца и за Елену Д. Во время обедни также мысль о них с большою живостью снова явилась у меня. Несколько недель спустя я узнала, что как раз в этот день и в этот час Елена Д. умерла. Я виделась снова с отцом в Германии. Он был в состоянии, близком к помешательству...» И дальше: «Он всеми силами души был прикован к той земной страсти, предмета которой не стало».
Сама она дошла до горестной, страшной мысли, что Бог не придет на помощь его душе, «жизнь которой была растрачена в земной и незаконной страсти». А трагедия продолжалась: приносился в жертву еще новый агнец. Леля, дочь Тютчева и Денисьевой, девочка лет пятнадцати, училась в известном петербургском пансионе Труба (она носила фамилию Тютчева, он узаконил ее). Однажды дама, мать сверстницы Лели по пансиону, спросила ее, как поживает ее мама - разумея Эрнестину Федоровну. Леля не поняла и ответила о своей матери. Недоразумение тут же выяснилось. На девочку это произвело такое впечатление, что она убежала из пансиона и сказала Анне Дмитриевне, что никогда больше туда не вернется. Заболела нервным расстройством. А за ним скоротечная чахотка, и она скончалась - в один день с полуторагодовалым братцем своим Колей.
Это прошло мимо литературы. Смерть матери прославлена в стихах. О гибели дочери нет ничего.
Так заканчивал свою жизнь удивительный человек Федор Иванович Тютчев, некогда юный принц Овстуга, баловень матери, мечтатель, не вмещавшийся ни в какие рамки, музыкант стиха, нарушавший современные ему каноны его, предвосхищая будущий, юный дипломат и великий победитель сердец женских. Silentium и кипение страстей, созерцатель величья мира и душа непримиренная, душа Чистилища, человек верующий, но владеемый страстями, великий художник, как бы нехотя разбрасывающий богатства свои.


Но пришла слава - поздняя и посмертная, благородная, настоящая золотая слава. В искусстве, к которому он относился как будто бы так равнодушно-небрежно, он оказался победителем - поздним, но прочным. Жизнь, которая будто волшебно улыбалась ему с раннего детства, несла за успехом успех, за одним женским сердцем другое, и третье... - и еще мы не знаем какое! - вот она-то и поднесла поражение. Кажется, это вроде закона: лирики побеждаются жизнью. Они слишком лунатичны и сомнамбуличны. Слишком стихиям подвержены, являясь верными арфами их. Жизнь Тютчева можно рассматривать как художественное произведение: имя ему драма.
Никитенко записал у себя в дневнике, в июне 1873 года: «Неделя прошла в борьбе со смертью. Тютчев сам вспомнил о священнике, но исповедываться не мог - язык ему не повиновался». Умирал он на руках Эрнестины Федоровны, сознавая всю тягость и трудность прожитого, всю ответственность души своей, «болезненно греховной », и в самые страшные минуты, уже разбитый параличом, видя смерть, держался за давнюю подругу - последнее утешение.

Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил Он,
Чтоб я Ему еще молиться мог


Автограф Ф.И. Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Использованная литература: Зайцев Б.К. Тютчев. Жизнь и судьба (К 75-летию кончины) // Зайцев Б.К. Собрание сочинений: Т. 9 (доп.). - М.: Русская книга, 2000. - С. 256-269.

Если совершать путешествие по литературным местам, то обязательно надо приехать в Овстуг, что находится в Брянской области в селе Жуковское.

В XVIII веке имение Овстуг было передано во владение предкам великого русского поэта, Федора Ивановича Тютчева (1803 -1873).

Отец Тютчева начал реконструкцию усадьбы в 1840 году, а через шесть лет тут был построен огромный барский дом в стиле классицизма. Этот каменный дом производил впечатление на всех, кто оказывался рядом. Он был большим, в несколько этажей, с широкими терассами, мезонином, с куполом-фонарем.

В годы революции, а потом Великой Отечественной войны усадьба была разрушена, и только в 1957 году тут начались реставрационные работы и была открыта первая экспозиция в здании сельской школы. В 1986 году после долгого труда над коллекцией была открыта дворянская усадьба. Сейчас тут хранится несколько тысяч уникальных экспонатов, связанных с родом Тютчевых и дворянской провинциальной жизнью XIX столетия. Попасть в музей можно через центральный вход с южной стороны. Стены украшают картины, которые отражают историю усадебной и столичной жизни Фёдора Ивановича. Кстати, одна из них написана Семёном Раучем, который был первым учителем поэта (он же был и воспитателем Михаила Юрьевича Лермонтова). Комнаты идут одна за другой, по кругу. Обстановка лишь отчасти соответствует той, что была при поэте, но некоторые вещи действительно принадлежали ему и его родственникам. Одним из самых ценных экспонатов является рояль фирмы «Велениус», который Тютчев подарил Раучу. Сохранился и письменный стол поэта, который был подарен ему братом. Есть в экспозиции и портрет первой любви поэта – светской дамы, баронессы Амалии фон Крюденер, которой он посвятил знаменитые строки: «Я встретил Вас и всё былое…». В соседнем зале висят портреты жён и дочерей Тютчева, женщин невероятной красоты. Хранится в музее и первый том стихов, который был издан в 1854 году. И ещё… В одном из залов, в маленькой застеклённой раме, хранится автотроф Тютчева. Своей рукой он написал о том, что умом его Родину не понять, в неё можно только верить.

Сама усадьба располагается в красивейшем месте, на правобережье, рядом находится большой пруд, с беседкой на небольшом островке в центре. В пруду плавают лебеди. Рядом с усадьбой находится очень красивая церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Кстати, если уж приехать в Овстуг, то стоит совершить обзорную экскурсию по близлежащим достопримечательностям: Чашин курган, курган Бессмертия, урочище «Лесные сараи», Партизанская поляна, Озеро Ломпадь, заповедник «Брянский лес», заповедник «Калужские засеки», Орловское полесье, пирамида, Свенский монастырь, церковь Дмитрия Солунского, Оптина пустынь, Сабурская крепость, Злынский конезавод, усадьбы Сапожникова и Румянцева-Задунайского и, конечно, Новосспаское – дом-музей М. Глинки. Брянск тоже не должен быть обойден вниманием. Вообще, можно провести целый отпуск, колеся по этим местам. Впечатлений будет останутся в вашей жизни надолго. Возможно, об этом маршруте когда-нибудь стоит рассказать поподробнее.

Возможно, после поездки у кого-нибудь появиться желание попробовать сочинять стихи. А если сложно подбирать слова в рифму, то тогда на помощь придёт помощник поэта.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,

Душою чистой иль греховной

Ты вдруг почувствуешь живей,

Что есть мир лучший, мир духовный

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,-

И нам сочу вствие дается,

Как нам дается благодать…


В Жуковском районе Брянской области, в живописном месте его располагается село Овстуг, уходящее своими корнями в старину, в третий век до нашей эры. Тогда здесь жили древние племена северян, вятичей и родимичей, промыслом которых была охота и рыбная ловля. Название села имеет языческое происхождение: «стуг» - поселение, «овстуг» - старая стоянка. Здесь родился и жил великий русский поэт Федор Иванович Тютчев. В семидесятых годах восемнадцатого века на холме, на живописном берегу реки, расположенном в начале села Овстуг, вырос усадебный дом, построенный дедом поэта.

По сей день сохранились в Овстуге тенистые аллеи парка, пруд и беседка, а также восстановлена архитектура дома поэта. Именно здесь Тютчев черпал поэтическое вдохновение. Эта земля, этот край были для него чем-то необъяснимым, чему трудно подобрать определение. Овстуг – родина его предков, всю жизнь незримой нитью он был связан с этими местами. Около двух веков прошло с тех пор, как поэт появился на свет, но Овстуг будто бы дышит его присутствием, его лирикой и это чувствует каждый, кто здесь побывал.

Кроме того, недалеко от села, приблизительно в пяти километрах от него находятся земли Вщижского княжества. Таким образом, в этом месте переплелись в затейливом узоре различные культуры и религии: язычество, православие и современные веяния.

Усадьба Тютчева.

Если вести разговор об усадьбе, история которой насчитывает много веков, то начинать, пожалуй, нужно с тех, кто жил когда-то в этих местах. Село под названием Овстуг, расположено на восьми холмах, ступенчато уходящих к реке Десне. На основании проводимых там раскопок, археологи считают, что в третьем веке до нашей эры на этой земле жили балтские племена. А уже в пятнадцатом веке нашей эры об Овстуге появились первые записи в «Литовской метрике».

Владельцев за все время существования Овстуга у него было много: Мясоедов, Вепрейский, Небольсин и Лавров. И только в восемнадцатом веке село стало принадлежать Тютчевым. Это произошло тогда, когда уроженец Ярославской губернии, дед поэта Николай Андреевич Тютчев взял в жены уроженку Орловской губернии дворянку Пелагею Денисовну Панютину. В ту пору она владела определенной частью земель Овстуга. Именно тогда на одном из холмов, вблизи реки Овстуженки дед поэта построил дом-усадьбу, разбил парк, сад, вскоре в усадьбе появилось озеро. А в 1778 году недалеко от усадьбы он построил каменную церковь, которая носит название Успения Пресвятой Богородицы.

Дом Тютчева.

В 1770 году на центральном месте села дедом поэта был возведен деревянный дом, где в декабре 1803 года появился на свет Федор Тютчев. Отец поэта, преумножая блага семьи, в середине восемнадцатого века решил на месте деревянного дома построить каменный, и заказал его проект известному в ту пору архитектору Герасимову. Вскоре проект был готов, архитектурный стиль каменного дома был выдержан в стиле позднего ампира. Цокольный этаж сразу отвели под разные подсобные помещения. Первый этаж отличался высокими потолками и комнатами, расположенными анфиладой, что вполне соответствовало моде того времени.

Над домом возвышался мезонин, имеющий купол-фонарь и шпиль, на который был прикреплен флаг с фамильным гербом. Со стороны парка имелась небольшая терраса, к которой примыкал пандус. Молодому Тютчеву этот дом был очень по душе, о чем он неоднократно писал матери. Обстановка комнат частично была доставлена из столицы, а часть ее была сделана крепостными мастерами. Парадный интерьер поражал своим великолепием, но, к сожалению, восстановить его нет никакой возможности, в отличие от жилого интерьера. В настоящее время реконструирован мезонин, в котором находилась спальня дочери поэта, личные вещи и рукоделие Марии Тютчевой-Бирилевой, находящиеся в ней, создают ощущение путешествия во времени.

Рядом со спальней дочери находится комната жены поэта Эрнестины. Интерьер комнаты выдержан в бордовых тонах, что создает уют и теплый фон, и очень отражает характер хозяйки. Хорошо сохранились письменный стол, шкаф с книгами, диван, лампа. В мезонине были еще три комнаты, которые при реконструкции дома были объединены в один зал для демонстрации личных вещей, фотографий и документов семьи Тютчевых. При входе в дом, посетители оказываются в вестибюле, в котором они сразу видят мраморно-скульптурное изображение поэта, работы Н. Ястребенецкого. На стенах можно увидеть картины Б.М.Бельтюкова и Литвинова, а также скульптуры дочери и жены поэта, выполненные А.И. Кобилинцем.

Флигель в усадьбе Тютчева.

В начале девятнадцатого века отец поэта недалеко от дома приказал построить флигель, который служил домиком для гостей. Флигель стоял на высоком фундаменте, имел крыльцо-террасу, что придавало ему весьма нарядный вид. Комнаты в гостевом домике были уютные и теплые, что не могло не радовать гостей. В ту пору, когда усадьба находилась в запустении, разрушалась и ветшала, та же участь не миновала и флигель. В начале двадцатого века его и вовсе разобрали на бревна, а фундамент сохранился лишь частично. Благодаря остаткам кирпичной кладки в земле, а также рисункам, где был изображен флигель, в 2003 году он был заново воссоздан.

Беседка в усадебном парке.

В том месте, где идет естественное понижение парка, отец Федора Тютчева в конце восемнадцатого века приказал выкопать небольшое озеро, в том месте, где из-под земли били ключи с чистой прозрачной водой. Именно за счет них озеро наполнилось. В самом центре его был оставлен небольшой остров, на котором любила отдыхать семья поэта. С этого острова открывался красивый вид, охватывающий всю округу. Позже там была установлена изящная резная беседка. Белый уютный мостик по сей день соединяет усадьбу с островом.

Школа Марии Тютчевой.

Младшая дочь Федора Тютчева Мария в конце девятнадцатого века принимает решение открыть в Овстуге школу для сельских детей и взять все издержки по организации на себя. Поэт идет навстречу замыслам дочери и передает в дар школе некоторые усадебные земли, кроме того, дает указание управляющему отапливать безвозмездно школьные помещения. Старания Марии Федоровны не пропали даром. Всего за полгода она смогла открыть училище, в котором процесс обучения шел пять лет. Это было самое крупное сельское учебное заведение в Брянском уезде.

В 1871 году училище в селе Овстуг открылось. Эта школа сохранилась по сей день, в ней реконструирован класс с учебными пособиями, изданными в девятнадцатом веке. В углу помещения находится икона, под потолком висит керосиновая лампа, на стене у окна – классная доска, ровными рядами стоят парты. Когда заходишь в этот класс, возникает ощущение соприкосновения с историей.

Церковь.

Дед поэта Николай Андреевич Тютчев в конце восемнадцатого века отдает распоряжение на строительство в селе Овстуг церкви Успения Богородицы. У стен этого храма находится могила отца поэта Ивана Николаевича Тютчева, умершего в 1846 году. Во время второй мировой войны церковь, к сожалению, не уцелела, но в архивах сохранилось полное описание храма. И в июне двухтысячного года был заложен первый камень на месте воссоздания церкви. А к 2003 году, то есть к двухсотлетию со дня рождения Федора Тютчева, храм был построен. Сейчас это действующая православная церковь в Овстуге.

Мельницы на территории усадьбы.

Село Овстуг пересекает речушка Овстуженка, которая является притоком реки Десны. На этой реке во времена семьи Тютчевых стояли две водяные мельницы. Кроме них, были еще ветряные мельницы. Вряд ли они приносили значительный доход, но зерно для своего употребления молоть на них было можно. Ветряные мельницы стали ветхими и разрушились еще в начале девятнадцатого века, а вот водяные мололи зерно во время и после войны. Потом и это прекратили делать, так как очень упал уровень воды в реке. На сегодняшний день восстановлена ветряная мельница-шатровка. Она имеет форму усеченной пирамиды и высоту шесть саженей и один аршин.

Усадебный колодец.

Если идти в северо-западном направлении от усадьбы, то приблизительно в ста метрах от дома можно увидеть колодец, который снабжал водой дом и школу. Гости усадьбы и сейчас с удовольствием пьют чистую и студеную воду. Сам колодец находится в небольшом естественном углублении, и этой точки открывается красивый вид на холмы Овстуга и на пойму Овстуженки.

Древний Вщиж.

Родовое имение семьи Тютчевых окружено различными населенными пунктами, которые так или иначе связаны с Федором Тютчевым. Здесь он любил совершать прогулки, здесь же рождались его великие стихи, здесь он встречался с друзьями и родственниками. Достоверно известно, что один из его прогулочных маршрутов проходил через Вщиж, который являлся главным городом (XI-XIII в.) древнерусского княжества и был уничтожен во время набега татаро-монголов в 1238 году. Об этом городе говорится в летописях 1142 года. В середине двенадцатого века там правил князь Святослав Владимирович. Во время раскопок на месте города найдены остатки различных построек и оборонительных сооружений. Кроме того, некоторые предметы древнерусского прикладного искусства.

Между Овстугом и Вщижем расстояние небольшое, всего шесть километров. Археологам удалось обнаружить место стоянки древних племен всего в шестидесяти метрах от дороги. Именно здесь заканчивается территория Овстуга, а через три сотни метров располагается село, имеющее такую же древнюю историю, Неготино. На въезде в это село находится погост, на территории которого сохранилась часовня, имеющая строгий архитектурный стиль. Любопытно, что на ее декоре вполне совместимо присутствуют православный крест и языческий символ солнце. Этот памятник обязательно стоит увидеть.

В Неготино можно увидеть аистов, которые прилетают сюда каждое лето. Одна из семей аистов свила гнездо прямо у дороги на вершине старого дерева. Птицы привыкли к туристам, и разрешают себя фотографировать.

За селом простираются поля и луга, завораживающие своим простором, создающие иллюзию бесконечности дороги и жизни.

Кроме того, читайте на сайте:

Отношение к больным. Нужны ваши мнения.

Сегодня, читая френд-ленту, споткнулась об одну запись человека, с которым знакома лично и уже довольно давно. Речь шла о том, что у автора журнала тяжело заболел друг. Я так поняла, что это опухоль…

Музей-заповедник Тютчева в селе Овстуг (Брянская область, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Тютчевы приехали в село Овстуг Брянской области в 18 веке и построили усадьбу, ставшую их родовым гнездом. Здесь в 1803 г. родился знаменитый русский поэт Ф. И. Тютчев, эти места вдохновляли его и нашли отражение во многих стихах.

После смерти Федора Ивановича усадьба пришла в запустение. Дом разобрали - потребовался кирпич для строительства волостной управы. В 1957 г. в здании школы, основанной дочерью поэта М. Ф. Бирилевой, открылся небольшой мемориальный музей. В 80-е гг. усадьбу восстановили, разместили в ней Краеведческий музей, а затем перенесли в дом и существующую в школе экспозицию.

Что посмотреть

Сейчас вся территория старинной усадьбы стала музеем-заповедником. Он включает парк, Дом-музей Ф. М. Тютчева, Художественно-краеведческий музей, школу М. Ф. Бирилевой.

В ходе прогулки по парку можно осмотреть отреставрированные церковь, водяную и ветряную мельницы, беседку на острове, памятник поэту, колодец, пройтись по липовым аллеям и большой поляне перед усадьбой.

Дом-музей Тютчева - это восстановленная усадьба с флигелем, внутри нее - несколько залов. Экспозиция первого рассказывает о детстве и юности поэта, здесь висят портреты его родителей, стоит рояль, подаренный поэтом его учителю Раич. Второй зал посвящен заграничному периоду жизни Тютчева, а третий - петербургскому. Кабинет и гостиная - мемориальные, в них максимально полно воссоздана обстановка, есть личные вещи поэта. Это же можно сказать и о мезонине, где в своих комнатах жили дочь поэта и его супруга.

Воссоздана обстановка 19 века и в школе М. Ф. Бирилевой. С 2015 г. здесь проходят занятия, на которых ученикам рассказывают об истории края, старинных обычаях. Это настоящая воскресная школа для взрослых и детей. Экспозиция Художественно-краеведческого музея рассказывает об истории Овстуга с древних времен, о том, как отразились на нем революция и Великая Отечественная война.

Практическая информация

Адрес: Брянская область, Жуковский район, с. Овстуг, ул. Тютчева, 30. Веб-сайт .

От брянского автовокзала и бежицкой автостанции ходят автобусы до Овстуга (маршрут Брянск - Новоселки). Цена билета - 103 RUB, время в пути - около часа. На машине до Овстуга нужно ехать по трассе А-141.

Музей открыт ежедневно, кроме понедельника. Часы работы в субботу - с 9:00 до 18:00, остальные дни - с 9:00 до 17:00. Цена входного билета на территорию парка - 100 RUB, с возможностью осмотра музея - 150 RUB. Дети до 16 лет, инвалиды и военнослужащие могут посещать музей бесплатно. Экскурсионное обслуживание, участие в развлекательных мероприятиях, фото- и видеосъемка оплачиваются отдельно. Для детей по предварительным заявкам проводятся тематические и театрализованные экскурсии, мастер-классы. Цены на странице указаны на август 2018 г.