Стили декупажа. Декупаж, основные виды, стили и история

Декупаж (фр. decouper — вырезать) — декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из бумаги, которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.

Из истории

Истоки декупажа восходят к Средневековью. Как вид искусства он первый раз упоминается в конце XV века в Германии, где вырезанные картинки стали использоваться для украшения мебели. Пик увлечения этой техникой наступил в XVII веке в Венеции, когда в моду вошла мебель, украшенная инкрустациями в китайском или японском стиле. Венецианские мастера искусно вырезали изображения, наклеивали их на поверхность мебели и покрывали для защиты несколькими слоями лака.

Путём такой аппликации мебельщики имитировали дорогие восточные инкрустации, что было значительно дешевле, однако, пользовалось не меньшим спросом. Впоследствии это искусство в Италии стало именоваться Arte povera («искусство бедных»). Ныне такая мебель крайне редка и стоит очень дорого, и этому стилю подражают многие современные мебельные дизайнеры. Декупаж был очень моден при дворе французского короля Людовика XVI. Мария Антуанетта и её придворные дамы использовали для украшения работы Ватто и Фрагонара, уничтоженные позднее во время Великой французской революции.

В Англии декупаж вошёл в обиход широких слоёв населения в Викторианскую эпоху, когда в большом количестве появились доступные листы с отпечатанными коллекциями для вырезания, и декупаж проник почти в каждый дом. К середине XIX века это увлечение стало массовым. В основном для работ использовались сентиментальные мотивы в виде изображений цветов, пасторальных сценок, фигурок и ангелочков. Из Англии декупаж в качестве хобби проник в Америку, где был широко известен между Первой и Второй мировыми войнами.

В России интерес к декупажу возник в начале XXI века, и эта техника в нашей стране получила массовое распространение. Сейчас эта старинная техника вновь стала модной и широко распространена в различных странах при декорировании сумочек, шляпок, подносов, ёлочных украшений, солнечных часов, шкатулок, посуды, упаковок и т. д., а также при создании эксклюзивных предметов интерьера, при оформлении одежды и изготовлении модных аксессуаров.

Сейчас к традиционной технике добавился декупаж из салфеток , из тканей и на тканях, внедрены компьютерные инновации, позволяющие использовать трёхмерный декупаж, а также отпечатанные на принтере или на копире картинки различного содержания.

Разнообразие материалов, появляющихся в магазинах, позволяет декорировать любую поверхность: свечи, керамику, ткань, дерево, металл и прочее. А использование различных техник, таких как золочение, состаривание (браширование, кракле, шебби), художественный декупаж, объёмный декупаж (с применением модельной массы и других материалов) дают неограниченный простор в творчестве и исполнении.

Виды декупажа

В последние время декупаж стал распространенной техникой декорирования и популярным хобби. Существуют различные виды декупажа, причем выделять их можно по нескольким критериям. Больше всего распространен, конечно же, традиционный декупаж. При работе в технике традиционного декупажа из бумаги вырезается изображение и приклеивается на декорируемую поверхность. После этого наклеенная картинка обычно покрывается несколькими слоями лака.

Традиционный декупаж также называется классическим или прямым. Он обычной аппликации он отличается используемыми материалами, техникой наклеивания и конечным результатом. Для наклеивания используются тонкие салфетки, рисовая бумага или специальные декупажные карты, реже — ткань. Изображение наклеивается особым образом, чтобы в результате не было четких границ между ним и фоном.

Для декорирования прозрачных поверхностей используют так называемый обратный декупаж. При прямом декупаже изображение приклеивают оборотной стороной на лицевую сторону украшаемой поверхности. А при обратном декупаже изображение клеится с обратной стороны поверхности лицевой стороной к ней. В итоге картинка просвечивает через прозрачную поверхность. Такую технику обычно используют для украшения стеклянной посуды.

Наконец, при работе в технике объемного декупажа (3D декупажа) не просто переносят на украшаемую поверхность изображение, но и создают объем. Для создания объема можно использовать специальную модельную пасту, бумагу, ткань, специальную термопленку и другие материалы.

Также выделяют виды декупажа в зависимости от декорируемой поверхности. Можно делать декупаж по дереву, стеклу, керамике, металлу, ткани, пластику и многим другим материалам. В технике декупажа стали украшать даже свечи и пасхальные яйца!

Отдельно можно выделить необычные разновидности декупажа, которые основываются на одной из трех базовых техник (традиционном, обратном или объемном декупаже). К примеру, художественный декупаж имитирует художественную живопись; в нем используются специальные приемы, позволяющие наклеенному изображению полностью слиться с фоном. Декопатч — это декупаж в стиле пэчворк (лоскутного одеяла). Украшаемая поверхность оклеивается кусочками бумаги, обычно используется бумага нескольких цветов или узорчатая бумага. Эта техника по принципу выполнения чем-то напоминает папье-маше, но слой бумаги здесь только один.

Кракелюрный декупаж (декупаж кракле) используется для создания эффекта старины. Тут хитрость заключается в использовании специального кракелюрного лака, который после высыхания растрескивается. Также можно выделить различные стили декупажа, в основном они совпадают со стилями дизайна интерьера, в которых могут использоваться декорированные в этой технике аксессуары. К популярными стилям можно отнести, к примеру, шебби шик, этно, прованс и т. п.

Что нужно для декупажа?

Разнообразие видов используемой бумаги для декупажа исключительно велико: различная подарочная и упаковочная бумага, открытки, фотографии, эстампы, репродукции (цветные и черно-белые), журналы, газеты, этикетки, географические карты и еще «scraps» -традиционные, предварительно вырезанные фигурки в викторианском стиле.

Бумага обычно делится на две большие группы - матовая и глянцевая, или мелованная. С матовыми видами бумаги нужно обращаться с большой осторожностью, так как они могут частично обесцвечиваться. Поэтому необходимо перед их использованием обязательно производить испытание на устойчивость к применяемому клею. Глянцевая бумага обычно защищена блестящим слоем. Она тоньше и чаще образует складки. Для удаления мелованного слоя вы можете смягчить его, выдержав бумагу некоторое время в воде.

Можно пользоваться ножницами двух размеров: маленькими и средними, с короткими лезвиями, чтобы удобнее было вырезать. Ножницы бывают загнутыми и прямыми; лучше использовать ножницы с прямыми лезвиями.

Процесс наклеивания - основная операция в декупаже. Для нее подходит клей-лак для декупажа UHU. Клй для декупажа UHU - это уникальный не содержащий растворителей продукт, обеспечивающий склеивание и герметизацию. Идеально подходит для декорирования в технике «декупаж», практически на всех поверхностях.

Применяются разные плоские кисточки, преимущественно № 3-6, желательно высокого качества.

  • Бумага для декупажа
  • Ножницы для декупажа
  • Клей для декупажа
  • Кисточки для декупажа

В декупаже можно выделить пять основных видов:

  1. прямой (классический);
  2. обратный;
  3. художественный (дымчатый);
  4. объемный (3D декупаж);
  5. декопатч (лоскутный).

Каждый из них существенно отличается от другого, хотя все они и имеют одно общее – базовую технику выполнения работы . Выбор того или иного вида зависит, прежде всего от того, какую поверхность нужно задекорировать, и какой эффект нужно при этом получить.
Рассмотрим все эти виды подробнее.

Прямой декупаж (классический декупаж)

Это самый известный, распространенный, и, в то же время, самый простой вид декупажа. Здесь, подготовленная картинка приклеивается к поверхности. Картинка может быть вырезана (или вырвана – в зависимости от исходного материала) из: декупажной салфетки, рисовой бумаги, декупажной карты или принтерной распечатки.

Картинка наклеивается на поверхность изделия с помощью специального декупажного клея, либо клея ПВА.

Наклеивается картинка на любую декорируемую поверхность, предварительно обработанную: деревянную, металлическую, керамическую, стеклянную, пластмассовую.

Картинка наклеивается на поверхность ровно, без морщин и воздушных пузырьков, и делается это любым из способов: мокрым - с помощью файла, горячим - с помощью утюга, обычным - картинка прикладывается к поверхности и промазывается поверх клеем. Способ выбирается в зависимости от того, что за картинку вы используете, из чего она.

После наклеивания картинка тщательно просушивается на воздухе, либо с помощью горячего фена, а затем покрывается несколькими слоями финишного лака. Между слоями лака рекомендуется делать промежуточную шлифовку, чтобы поверхность изделия стала ровная и идеально гладкая.

От простой аппликации прямой декупаж отличается тем, что здесь используются особые виды бумаги, методы наклеивания их на поверхность и конечный результат. В прямом декупаже картинка практически полностью сливается с фоном поверхности и не выступает над ним, края картинки, как бы, списываются с фоном.

Саму картинку, в случае необходимости, дополнительно можно тонировать или декорировать как-то еще.

Перед нанесением слоев финишного лака, изделие можно состарить – сделать кракелюр.


Обратный декупаж

Само слово «обратный» уже говорит о том, что в данном виде декупажа все делается в обратном порядке – весь процесс работы производится в точности до наоборот. Этот вид применяется в основном на прозрачных поверхностях, на стеклянной прозрачной посуде – тарелках, блюдах, стеклянных витражах и т.п.

Картинка приклеивается с обратной (задней) стороны декорируемого предмета, например, стеклянной прозрачной тарелки. В результате, картинка просвечивается сквозь стекло.

Последовательность работы при обратном декупаже примерно такая: кракелюр (при необходимости), декорирование, наклеивание картинки, нанесение слоев краски-основы, закрепление работы лаком.

Часто в работе также используется художественная подрисовка фона, т.е. элемент художественного декупажа.

Художественный декупаж (дымчатый декупаж)

Это практически то же самое, что и прямой декупаж (или обратный), однако здесь дополнительно идет художественная подрисовка (с помощью красок) картинки и списывание ее, тем самым, полностью с фоном поверхности. Линии соединения при этом становится вообще не видно, картинка полностью сливается с фоновым цветом изделия в единое художественное полотно. Художественный декупаж можно также назвать имитацией художественной росписи .

Используется этот вид декупажа, к примеру, в случае, если вы имеете картинку, которая не охватывает собой всю поверхность изделия, она маленькая. В этом случае, картинку приклеивают к поверхности, а затем дорисовывают красками пустые пространства вокруг нее в стиле рисунка картинки. Искусные мастерицы это делают так, что потом нельзя даже отличить где картинка, а где начинается подрисовка.

Объемный декупаж (3D декупаж)

Данный вид декупажа создается на поверхностях с выпуклостями, рельефами, неровностями, которые создаются там при помощи текстурных паст, драпировки из тканей, бумаги, и иных натуральных материалов (засушенных трав, скорлупа и т.д.). В результате получается поверхность не простая гладкая, а поверхность, близкая к барельефу или фреске.

Этот вид декупажа совсем не прост и сделать красиво его могут только довольно опытные мастерицы.

В декупаже можно выделить пять основных видов :

  1. прямой (классический);
  2. обратный;
  3. художественный (дымчатый);
  4. объемный (3D декупаж);
  5. декопатч (лоскутный).

Каждый из них существенно отличается от другого, хотя все они и имеют одно общее – базовую технику выполнения работы . Выбор того или иного вида зависит, прежде всего от того, какую поверхность нужно задекорировать, и какой эффект нужно при этом получить.
Рассмотрим все эти виды подробнее.

Прямой декупаж (классический декупаж)

Это самый известный, распространенный, и, в то же время, самый простой вид декупажа. Здесь, приклеивается к поверхности. Картинка может быть вырезана (или вырвана – в зависимости от исходного материала) из: декупажной салфетки, рисовой бумаги, декупажной карты или принтерной распечатки.

Картинка наклеивается на поверхность изделия с помощью специального декупажного клея, либо клея ПВА.

Наклеивается картинка на любую декорируемую поверхность, предварительно обработанную: деревянную, металлическую, керамическую, стеклянную, пластмассовую.

Картинка наклеивается на поверхность ровно, без морщин и воздушных пузырьков, и делается это любым из способов: мокрым - с помощью файла, - с помощью утюга, обычным - картинка прикладывается к поверхности и промазывается поверх клеем. Способ выбирается в зависимости от того, что за картинку вы используете, из чего она.

После наклеивания картинка тщательно просушивается на воздухе, либо с помощью горячего фена, а затем покрывается несколькими слоями финишного лака. Между слоями лака рекомендуется делать промежуточную шлифовку, чтобы поверхность изделия стала ровная и идеально гладкая.

От простой аппликации прямой декупаж отличается тем, что здесь используются особые виды бумаги, методы наклеивания их на поверхность и конечный результат. В прямом декупаже картинка практически полностью сливается с фоном поверхности и не выступает над ним, края картинки, как бы, списываются с фоном.

Саму картинку, в случае необходимости, дополнительно можно тонировать или декорировать как-то еще.

Перед нанесением слоев финишного лака, изделие можно состарить – сделать кракелюр.


Обратный декупаж

Само слово «обратный» уже говорит о том, что в данном виде декупажа все делается в обратном порядке – весь процесс работы производится в точности до наоборот. Этот вид применяется в основном на прозрачных поверхностях, на стеклянной прозрачной посуде – тарелках, блюдах, стеклянных витражах и т.п.

Картинка приклеивается с обратной (задней) стороны декорируемого предмета, например, . В результате, картинка просвечивается сквозь стекло.

Последовательность работы при обратном декупаже примерно такая: кракелюр (при необходимости), декорирование, наклеивание картинки, нанесение слоев краски-основы, закрепление работы лаком.

Часто в работе также используется художественная подрисовка фона, т.е. элемент художественного декупажа.


(Для увеличения картинки, нажмите на нее левой кнопкой мышки)

Художественный декупаж (дымчатый декупаж)

Это практически то же самое, что и прямой декупаж (или обратный), однако здесь дополнительно идет художественная подрисовка (с помощью красок) картинки и списывание ее, тем самым, полностью с фоном поверхности. Линии соединения при этом становится вообще не видно, картинка полностью сливается с фоновым цветом изделия в единое художественное полотно. Художественный декупаж можно также назвать имитацией художественной росписи .

Используется этот вид декупажа, к примеру, в случае, если вы имеете картинку, которая не охватывает собой всю поверхность изделия, она маленькая. В этом случае, картинку приклеивают к поверхности, а затем дорисовывают красками пустые пространства вокруг нее в стиле рисунка картинки. Искусные мастерицы это делают так, что потом нельзя даже отличить где картинка, а где начинается подрисовка.

Это наиболее сложный, и в то же время, самый красивый вид декупажа. Качество здесь зависит от мастерства декупажницы.


(Для увеличения картинки, нажмите на нее левой кнопкой мышки)

Объемный декупаж (3D декупаж)

Данный вид декупажа создается на поверхностях с выпуклостями, рельефами, неровностями, которые создаются там при помощи текстурных паст, драпировки из тканей, бумаги, и иных натуральных материалов ( , скорлупа и т.д.). В результате получается поверхность не простая гладкая, а поверхность, близкая к барельефу или фреске.

Этот вид декупажа совсем не прост и сделать красиво его могут только довольно опытные мастерицы.


(Для увеличения картинки, нажмите на нее левой кнопкой мышки)

Декопатч (лоскутный декупаж)

Это своеобразная смесь декупажа и печворка. Изделие украшается кусочками бумаги, наклеенными по принципу печворка – лоскутного шитья. Изделие в итоге выглядит, как своеобразное лоскутное одеяло. В работе используется специальная бумага для декопатча – она чаще всего имеет цветочные или орнаментальные узоры. Кусочки такой бумаги наклеиваются с перекрытием друг друга, и в итоге создается эффект мозаики. Эта бумага очень тонкая.

Сами изделия могут быть любой формы, однако, чаще всего это какие-то фигурки животных или птиц, сделанных из папье-маше, либо предметы мебели. Изделия оклеиваются бумажными фрагментами полностью. Затем декорируются (в случае необходимости) и покрываются лаком.


(Для увеличения картинки, нажмите на нее левой кнопкой мышки)

Когда мы делаем какую-то работу, то, порой, даже не задумываемся, какие виды или технологии мы используем. Но теперь, прочитав эту небольшую статью, вам будет проще ориентироваться в этом прекрасном рукоделии и его видах.

Добавлено в закладки: 0

Напечатать

Рукоделие, как один из способов самовыражения творческих качеств человека, с каждым днем завоевывает все больше поклонников. Среди множества направлений, где каждый может проявить креативность и оригинальность, особое место занимает декупаж — техника декорирования предметов вырезанными рисунками.

История декупажа

Существует мнение, что декупажная техника уходит корнями в средневековые времена, когда с помощью декоративных бумажных элементов украшали различные предметы быта. Некоторые источники утверждают, что к появлению данного направления причастны жители Восточной Сибири. Это был далекий XII век. Затем способ украшать предметы обихода распространился на территории Китая. Местные мастера быстро научились новомодной технике и начали украшать вырезками все, что считали уместным — фонари, мебель, окна. Развитие морской торговли привело к появлению искусства декупажа в европейских странах.

Согласно письменным упоминаниям, первые предметы украшенные с помощью данной техники появились в Германии в XV веке. Затем увлечение создавать оригинальные вещи передалось мастерам Венеции — настоящим ценителям искусства. Венецианцы украшали предметы мебели с помощью вырезанных фрагментов на восточную тематику, придавая своим творениям уникальность и особенность. В те времена данный вид декорирования именовался «искусством бедных» (Arte povera), поскольку каждый, кто не мог позволить себе роскошную мебель, запросто мог создать шедевр самостоятельно. Это творческое занятие увлекло даже придворных дам французского короля Людовика XVI, которые выражали свои творческие способности, декорируя украшения и предметы интерьера.

Со временем декупажная техника появилась и активно развивалась в домах Англии. И уже на конец XIX века искусство декорирования предметов приобрело массовый характер. Так появились первые декупажные карты. В начале XX века декупажем заинтересовались заморские соседи, где рукодельное направление трансформировалось в отдельную отрасль. Именно в США было налажено производство первых товаров для декупажной техники, что стало толчком в развитии отдельной направленности в дизайнерском деле.

Конец XX века знаменуется некоторым затишьем в декупажном искусстве, чтобы вскоре проявить себя с новой силой и необычными тенденциями. На сегодняшний день декупажная техника уверенно занимает существенную нишу в рукодельном искусстве, ни на шаг не отставая от других техник. Появление новых материалов для работы дает возможность для рождения новых идей и развития самых необычайных методов для совершенствования одного и древнейших видов рукоделия.

Виды декупажа и техники

Появление на рынке широкого разнообразия материалов в сочетании с постоянным улучшением навыков мастеров, возымело положительное влияние на развитие декупажного дела. Этот факт стал способствовать появлению различных видов декупажа:

  • Классический;
  • Художественный;
  • Обратный;
  • Объемный;

1. — это декорирование поверхности путем нанесения вырезанного фрагмента непосредственно на поверхность предмета. Для данного вида характерно:
— использование фото (приклеивание фотопленки, оставшейся после стирания бумаги);
— использование лака для декупажа (создание лаковой пленки путем нанесения и высыхания лака на поверхность);
— прикладывание вырезанного бумажного фрагмента на предмет (приклеивание рисунка на предварительно окрашенную область, увлажнение и скатывание бумажного слоя после высыхания).

2. заключается в создании единого изображения, на котором отсутствуют видимые переходы между изображением и фоном. Чтобы создать качественную и красивую работу мастера применяют следующие методы:
— прорисовка фона;
— растушевка;
— тени.

3. — это декорирование стеклянных прозрачных предметов путем приклеивания рисунка в обратном порядке, то есть изображение наносится лицевой стороной к стеклянной поверхности.

  1. — один из разновидностей декупажа, в котором используют большое количество фрагментов для декорирования всей поверхности предмета, обычно мебели. Эта методика напоминает одно из не менее популярных направлений в рукоделии – пэчворк (лоскутное шитье).

5. характеризуется применением в работе различных предметов для создания объемной фактуры. Для этого используют кусочки яичной скорлупы, моделирующую пасту, гели, декоративные элементы.

При создании очередного шедевра стоит помнить, что такие изделия нуждаются в завершающих деталях, которые могут сыграть очень важную роль. К примеру, скрыть недостатки, или же сгладить границы рисунка. Для этого используют следующие методы:

— тонирование используют на завершающем этапе для придания работе эстетически законченный вид, используя яркие цветовые оттенки красок или лаков;
— оттенение характеризуется использованием пастели для сглаживания границ между фоновой поверхностью и нанесенным изображением;
— кракелюр — это техника состаривания работы путем нанесения специального лака в результате которого образовываются трещинки;
— поталь — это эффект золочения предмета с помощью золотистых или серебристых лаков;
— потертости создают с помощью нанесения воска на поверхность, окрашивания и затирания специальной бумагой;
— патенирование создают путем нанесения темной или цветной патины на уголки предмета, что усиливает эффект состаривания.

Как сделать вещь в технике декупаж

Первые шаги в таком, казалось бы, простом деле как декупаж, стоит начинать с предметов с ровной и гладкой поверхностью. Для первого шедевра можно взять шкатулку или же деревянную доску для кухни. Затем нужно подготовить следующие материалы:

  • Салфетки с яркими изображениями или декупажная бумага;
  • Акриловый грунт;
  • Кисти с плоской щеточкой;
  • Декупажный клей;
  • Лак матовый или глянцевый;
  • Акриловые краски;
  • Ножницы;
  • Губка.

Порядок работы:

1. Наносим тонким слоем грунтовку на предмет декорирования. После полного высыхания первого слоя наносим второй, и подсушиваем с помощью фена.
2. Придаем поверхности нужный цвет, используя акриловые краски и губку. Для более насыщенного и однотонного цвета нужно нанести 2 слоя.
3. Вырезаем фрагмент рисунка и отделяем лишние слои салфетки, оставляя лишь слой с изображением.
4. Прикладываем изображение к поверхности, и аккуратно наносим клей с помощью плоской кисти, двигаясь от центра рисунка к краям.
5. После полного высыхания наносим слой лака для декупажа в 3-4 слоя с перерывами для сушки.

Этот простой мастер-класс даст элементарное понятие о том, как именно происходит процесс декорирования. После приобретения достаточного опыта и применения различных техник можно творить настоящие декупажные шедевры, начиная от статуэток и заканчивая предметами мебели.

Материалы для декупажа

С приобретением необходимых навыков декупажной техники любому мастеру хочется создавать работы, которые будут вызывать всеобщее восхищение. Чтобы хобби приносило настоящее удовольствие, а возможно, со временем и прибыль, необходимо запастись необходимым арсеналом материалов:

1. Акриловая грунтовка . Нужна для создания необходимой основы, которая гарантирует качественное нанесение изображения на поверхность.


2. . В магазинах для рукоделия огромнейший выбор деревянных, керамических, стеклянных и других предметов, где можно применить свой творческий потенциал.


3. Салфетки или рисовая бумага с рисунками.


4. . Бывает для твердой поверхности и для тканей.


5. Акриловые краски . Необходимы для создания фона и прорисовывании границ и фона работы.

  1. Лаки . Для закрепления работы используют матовый или глянцевый лак. Чтобы создать эффект трещин используют кракелюрный лак, который в свою очередь, бывают одно- и двухкомпонентными.


6. Дополнительные материалы: кисти разных размеров, патина, текстурные пасты, поталь.

Окунувшись в волшебный мир декупажа и изучив его насыщенное прошлое, можно смело пробовать притронуться к этому необычайному виду искусства. В этом интересном занятии вам поможет наш сайт, где можно найти множество статей и мастер-классов на данную тематику. От вас, дорогие читатели, нужно лишь желание и немного вдохновения. И тогда путешествие в мир декупажа станет для вас по-настоящему увлекательным и захватывающим приключением!

Так же интересные идеи для декупажа Вы можете найти в группе на нашем сайте.

Декупаж — это универсальное искусство декорирования, которое во многом зависит от тенденций в сфере дизайна интерьеров и благодаря гибкости техник «подстраивается» под запросы и индивидуальные предпочтения.

Зародившись как искусство имитирования художественной росписи и инкрустированных поверхностей при помощи вырезок из бумаги, сегодня декупаж — это целое течение декорирования и искусства, объединяющие широкий спектр техник, эффектов и стилей работы.

Виды декупажа

Выделяют пять видов декупажа — прямой, обратный, художественный, объемный и декопатч. Все они кардинально отличаются между собой, пусть и объединены базовой техникой.

Прямой или классический

Прямой, или классический декупаж — это декорирование, во время которого картинка приклеивается непосредственно к поверхности любого типа, ровно, гладко и качественно при помощи сухого, мокрого или горячего способа в зависимости от того, используете ли вы декупажные карты, рисовую бумагу или салфетки.

После приклеевания она покрывается лаком и шлифуется до той поры, пока не образуется абсолютно гладкая текстура. В зависимости от художественной задачи, поверхность и сам мотив дополнительно обрабатывают — тонируют, состаривают, придают объем и т.д.

Обратный декупаж

Обратный декупаж — это техника декорирования прозрачных поверхностей, в основном стекла, во время которого мотив приклеивается с обратной стороны. При работе со стеклом вся последовательность идет в обратном порядке, ведь обрабатываемая поверхность находится перед лицевой стороной картинки.

Художественный

Художественный, или дымчатый декупаж — это имитация полноценной художественной росписи с применением различных техник и эффектов полного соединения фона и наклеенной картинки в единое художественное полотно.

Объемный декупаж

Объемный декупаж — это техника создания росписи с рельефной, объемной поверхностью, близкая к смеси живописи и рельефа, барельефа в скульптуре. Объем создают при помощи структурной пасты, ткани или натуральных материалов вроде яичной скорлупы.

Декопатч

Декопатч — это разновидность декупажа, которую также называют декупажем в стиле печворк. Декорируемую поверхность украшают не мотивами, а полностью заполняют фрагментами бумаги для имитации лоскутного одеяла. Выполняют работу обычно специальной бумагой для декопатча, которая имитирует фактуру ткани или рисунок отдельных натуральных мехов и материалов, но декопатч можно выполнить и с помощью обычных средства для декупажа.

Стили декупажа

Среди стилей декупажа на сегодняшний день лидерские позиции занимает кантри в представительстве французского прованса, шебби-шик (на них остановимся отдельно), викторианский стиль (консерватизм, классика, красное дерево, состаренная роскошь, аристократические узоры тканей, благородные цвета), милитари (хаки, строгие формы, металлическая отделка), симплисити (или ампир с доминированием белого цвета, завитков, рюшек, кружевных мотивов, медальонов) и этно-течения (в частности, рустикальный стиль).

Прованс

Прованс часто называют отдельным стилем, хотя на самом деле это просто одно и французских течений кантри. Деревенский стиль с его апелляцией к романтике и простоте провинциального дома и бытовых сценок, сельского колорита в декупаже чаще всего фигурирует именно в национальных представительствах:

  • в английском сентиментальном жанре, с его тканями в клеточку и растительными мотивами;
  • в американском кантри с ботаническими иллюстрациями и яркими тонами;
  • во французских направлениях — сдержанном нормандском и теплом прованском.

Последний является лидером среди мотивов кантри, выделяется доминированием холодной, а не теплой цветовой гаммы, в частности белого цвета, грубых натуральных текстур и состаренных поверхностей с редкими цветовыми акцентами, декупажными мотивами, связанными не с цветочным разнообразием и пэчворком, а лавандой, пряными травами, вином, виноградом, морской тематикой.

Шебби-шик

Шебби-шик, также известный как потертый шик — это апелляция к уютным бабушкиным домам, имитация старины с помощью белой или светлой пастельной основы и пасторальных мотивов с цветами в главной роли, с обилием милых деталей, легкостью и романтичность образа.

Декоративные эффекты

В декупаже кроме собственно наклеивания мотивов активно используют вспомогательные декоративные эффекты, которые позволяют добиться желаемой эстетичности текстуры поверхности.

К базовым эффектам декупажа принадлежат техники состаривания (потертость, кракелюр, патинирование), оттенение, тонирование и золочение (поталь).

Потертость

Эффект потертости помогает достичь зрительного ощущения уже использованной, потертой с течением времени поверхности и принадлежит к техникам состаривания наряду с кракелюром и патинированием. Чаще всего потертости нужны для декорирования в стиле шебби-шик, чтобы создать ощущение богатой истории.

Наносят потертости, натирая воском перед окрашиванием желаемые участки поверхности и затирая их наждачкой после ее высыхания.

Кракелюр

Кракелюр — это создание искусственного растрескивания для визуального эффекта старинной текстуры. Его делают при помощи специальных лаков, которые наносятся между двумя слоями, как правило, контрастной краски (фоновая — цвет будущих трещин). После просушивания верхнего слоя, на поверхности в результате воздействия состава для кракелюра проступают трещины желаемых размеров и форм.

Существуют однофазные, двухфазные средства для кракелюра, разные техники нанесения мазков, которые определяют характер трещин и их размер.

Патинирование

Патинирование — имитация затемнения поверхности, которая в естественном виде выглядит как изменения цвета в результате частого контакта с руками. Чаще всего патину, которая бывает как темной, черной, так и цветной или металлической, наносят на грани и углы.

Оттенение

Оттенение, или нанесение теней — это прием, при помощи которого пастель или краски наносятся сухой кистью, губкой для маскировки границ рисунка и смягчения линий на приклеенном мотиве.

Тени наносятся в зависимости от тона поверхности, на которую приклеен мотив и позволяют создать мягкий переход или более гармоничный эффект приглушенной росписи. Чаще всего применяют в обратном декупаже на декоративных тарелках.

Тонирование

Тонирование — нанесение цветных пятен или колорирование уже декупажированной поверхности, в том числе обработка лаком с добавлением блесток или мелких частиц. Выполняется с той же целью, что и оттенение, но для изменения или придания вариативности, живописности цветовой палитре.

Поталь

Поталь, золочение и серебрение — это обработка уже приклеенного изображения или поверхности основы при помощи золотых, серебряных или других металлических красок или листов-аналогов сусального золота, которые придают эффект драгоценной инкрустации.