Волшебно красивая резьба по бересте. Прорезная резьба по бересте

Одним из любимых материалов у мастеров была береста. Из нее плели корзины, солонки, короба, обувь (лапти, ступни). Из комбинированных изделий (древесина и кора) самым распространенным был туес, состоящий из пластовой бересты и сколотня (берестяного цилиндра).

Береста обладает антисептическими свойствами, что позволяет хранить продукты в берестяной посуде долгое время. Кроме утилитарных предметов в крестьянской избе встречались игрушки из бересты — плетеные мячи, погремушки (шаркунки), «берещаные» фигурки. Из бересты делались и простые музыкальные инструменты — рожки и дудки. Лентой из бересты обвивали горшки, стеклянные бутыли, рукоятки орудий труда.

Берестяные промыслы, когда-то широко распространенные на всей территории страны, сохранились в северных, северо-восточных районах европейской части России, в Поволжье и Сиби-ри. Кузовки из коры вяза делаются только в Брянской области (Малое Полпино). К сожалению, в настоящее время промысел находится не столь распространен, а кузовки изготавливают только отдельные мастера.

Если вы бывали в лесу, то, скорее всего, хоть раз да видели гнилой берёзовый пень. Если ударить по нему ногой, он рассыплется в труху, а вот береста останется крепкой. Береста долговечна и не гниёт, и люди давно поняли это. В избах её клали под нижний венец избы, чтобы в дом не проникала влага. Бересту использовали для создания влагоустойчивой обуви, обшивки лодок-берестянок, изготовления туесов, которые сохраняли их содержимое холодным даже в жару. Одним из исторических источников стали широко известные берестяные грамоты, донёсшие до нас образцы древнерусской письменности. Берёзу использовали как бумагу, благодаря её упругости.
Изделия из бересты, использующиеся в быту, часто украшали прорезным узором. Городом, где больше, чем во всех остальных местах занимались резьбой по бересте, был Великий Устюг.
Береста легко поддаётся обработке, даже используя незамысловатые инструменты, можно выполнить разные декоративные работы.

Самый главный инструмент при создании прорезной бересты - резак. Нужны также пробойники (Ручные инструменты для пробивания небольших отверстий в различных материалах) - их делают из листовой стали, свёрнутой в форме трубок разного диаметра. Профилям таких трубок можно делать разной формы: овальную, квадратную, треугольную, круглую. Трубки необходимо вбить в рукоятки из дерева и заточить их внешнюю сторону.
Также пригодятся в работе чеканы и притуплённое шило. Чем больше разных инструментов, тем интереснее получится рисунок.

Заготовки бересты следует запланировать на конец мая/ начало июня, именно в это время года береста имеет особенно красивый оттенок и легко снимается. Снимайте бересту только с уже поваленных деревьев!

Следует счистить наружный белый слой с помощью наждачной бумаги и убрать остатки коры с лицевой (внутренней) стороны.
Свежая береста расслаивается легко, а вот засохшую надо будет распаривать горячей водой и разделять на слои с помощью ножа.
Чтобы береста стала прямой, положите её между двумя дощечками и придавите грузом.

Для обработки бересты понадобится доска (лучше липа или осина). Береста крепится к такой доске с помощью канцелярских кнопок, а сверху закрепляется лист нетолстой бумаги, с нанесённым на него рисунком, далее рисунок необходимо обвести по контуру твёрдым карандашом, чтобы отпечаток рисунка был виден на изделии, в дальнейшем можно его обвести шилом и непосредственно на бересте.

Сложные части рисунка надо вырезать резаком, а для мелких часто повторяющихся элементов хорошо подходят пробойники. Для того чтобы сделать узор ещё более интересным, используются чеканы, по ним слегка стучат молотком так, чтобы в бересте появилось углубление или выпуклость. Осторожно, если вы не уверены, что у вас получится именно углубление, а не сквозная дырка, лучше потренируйтесь работать чеканом на пробном кусочке бересты. Чеканы и пробойники служат для упрощения одинаковых элементов на изделие. Шило используют для изображения коротких линий и точек.

После того как ваша работа завершена, надо аккуратно снять бересту с доски и приклеить её на фон - гладкую бересту, цветную фольгу и т. п. Для склеивания необходимо использовать столярный клей и делать это под прессом. Если во время работы потеряет цвет и свежесть, то её следует протереть маслом (подсолнечным или льняным) при помощи мягкой губки или тряпки.
Готовое изделие можно использовать для украшения пенала, закладки, подставки для карандашей, чехла для очков и множества разных предметов, которые встречаются нам в быту.

Итак, наш мастер-класс по изготовлению узора на бересте путем прорезной резьбы:

Инструменты

Во-первых нам понадобятся в качестве основных ножей нож-косяк и нож-перо. Это основные ножи, и ими мы будем пользоваться чаще всего. Профессиональные мастера обычно используют вообще, только нож-перо.

Также нам понадобится набор стамесок для резьбы по дереву

Так как я раньше учился резьбе по дереву в "Татьянке", то у меня в наличии вот такой набор стамесок.

Еще нам необходимо шило. Главное в работе с берестой, чтобы шило его не поцарапало, поэтому отведите себе парочку для работы именно с берестой и немного затупите/закруглите.

Для прорезной резьбы нам необходима первоклассная, качественная береста. Ножом-косяком необходимо убрать все наросты и расслоить бересту, убрав белый слой. Как мы помним, береста это спресованные слои тончайшей наружной коры, поэтому расслоение пройдет легко.

Начинаем работу

Первое, что нам необходимо сделать - это подготовить тот рисунок, что мы будем вырезать. Для этого вполне достаточно распечатать на принтере необходимый рисунок, приложить его к бересте и шилом (вот почему нужно закругленное шило) аккуратно обвести рисунок, не сильно надавливая на рисунок, чтобы на бересте остался контур.

Чтобы сделать тиснение на бересте можно использовать много различных приспособлений, но чтобы получить полную гамму рисунков, советую использовать инструмент для тиснения по коже.

Вот несколько примеров тиснения по коже:

Эффект будет таким же, только ввду того, что береста более хрупкая, рассчитывайте силу при ударе молотком:) Потренируйтесь на не нужном куске бересты.

Рамка вокруг рисунка обводится с помощью металлической линейки, это вполне проверенный способ сделать ровную линию.

После все, немного отдохните.

Для того, чтобы приклеить наш рисунок на украшаемый предмет, берём клей ПВА, губку для посуды, и небольшими легкими движениями наносим клей, клей наносится как на предмет, так и на бересту, помните клея много не нужно, иначе он у вас вытечет из орнамента и потом всё это будет иметь довольно-таки непрезентабельный вид.

Удачи ВАМ в ваших начинаниях!

Мастер по бересте Александр Шутихин. December 23rd, 2012

Про всех мастеров обработки бересты рассказать невозможно. Береста- это целый мир. И мастера, обрабатывающие этот удивительный материал различаются по специализации. Есть среди них те, кто занимаются плетением, есть резчики, есть те, кто бересту расписывает. Кто-то делает на бересте тиснение, а кто-то делает берестяных кукол или аппликации. Есть те, кто работает на предприятих, выпускающих берестяные изделия. К примеру мы с Алей относимся больше к резчикам. У нас изделия в основном резные.
С Александром Шутихиным я не встречался. Но как-то недавно встретил его комментарий под одним из своих постов о старых туесках. И решил написать о нём.

Он живёт в Котласе, в Архангельской области. Именно там, на Русском Севере береста была распространена наиболее широко. Писатель Борис Шергин , тоже уроженец Севера, писал однажды в своих дневниках, что видел в одном из храмов венцы для брачующихся, сделанные из бересты. Если из бересты делали даже такие важные "священные" предметы как венцы, значит береста была для человека Русского Севера поистине всем.
Шутихин делает туески. Причём делает их по классической технологии, пришедшей к нам из древности. То есть его туески на основе сколотня. Каждый, кто занимается берестой, знает, что такое сколотень. А для тех, кто не знает, объясню ещё раз. Если спилить берёзу в определённое время, когда кора с неё легко снимается, а потом распилить её на чурки, то с каждой чурки можно снять бересту не разрезая. Цельным "стаканчиком". Этот "стаканчик" и есть сколотень. На его основе по классической технологии и делается туесок.
Пост свой я буду иллюстрировать фотографиями, которые делал сам Шутихин. Все они взяты с его странички "Вконтакте". А вот и сколотни. Те самые "стаканчики". Белые снаружи и жёлтые внутри.

Поверх сколотня надевается внешний слой бересты - "рубашка". Заготовки будущих "рубашек" тоже хорошо видны на снимке. Края рубашки соединяются с помощью "замка". "Замок" - это два ряда зубцов, нарезанных на краях "рубашки". Зубцы зацепляются друг за друга и соединяют края "рубашки". Получается такой же стаканчик, только чуть побольше. Если сколотень белый снаружи и жёлтый внутри, то "рубашка" совсем наоборот. Она снаружи жёлтая, внутри белая. Потом сколотень вставляют внутрь "рубашки". Это и будет корпусом туеска, двуслойного сосуда из бересты. Затем в этот корпус нужно будет вставить дно.
Здесь вы можете увидеть, что сколотень на пару сантиметров выставляется снизу и сверху относительно рубашки. Потом края сколотня отгибают наружу. Из этих отогнутых краёв получаются верхний и нижний пояски. Только чтобы загнуть эти края, их нужно хорошо распарить, чтобы береста стала мягкой.

Свои туески Шутихин украшает тиснением. Это древний как наш русский мир способ украшения бересты. Тиснение бывает ручное, с помощью шила, когда мастер продавливает на бересте полоски или штрихи. А бывает тоже ручное, но с помощью штампов. Это когда мастер прикладывает к бересте штамп и бьёт по нему молотком.
Хотя теперь в сувенирных магазинах вы чаще можете встретить тиснение "промышленное ". Это когда штампы изготавливаются на специальном оборудовании, на каких-нибудь электроэрозионных станках , а тиснение на бересте производится с помощью прессов.
У Шутихина штампы скорее всего деревянные. Резные. Примерно такие же, какими пользовались наши предки на протяжении веков. Комбинируя различные виды штампов, можно получить вот такую очень красивую тиснёную композицию.

Мастер применяет довольно интересную тонировку своих берестяных изделий. Я как-то об уральской росписи туесков, когда всю наружную поверхность туеска закрашивали. Закрашивали плотной и густой масляной краской, причём естественный и красивый желтоватый цвет бересты виден уже не был.
Шутихин применяет прозрачный краситель, который придаёт бересте оттенок. Красноватый или зеленоватый. Этот оттенок не заслоняет от нас естественной фактуры материала, зато подчёркивает тиснение. Обратите внимание, что в углублениях цвет красителя темнее. Подобная тонировка хорошо сочетается с естественным цветом бересты, например с тем, который был оставлен на поясках.

Некоторые из работ мастера покрыты традиционной Мезенской росписью . Такая роспись тоже характерна для Русского Севера. Красные кони на тонких чёрных ногах несущиеся куда-то. Один из характерных сюжетов росписи, который уходит корнями в древность. Иногда кажется, что подобных коней рисовали наши предки на стенах своих пещер на заре человечества.

Ну, вот вроде и всё. Хотя конечно многое осталось нерассказанным. Например о плетёных изделиях и о берестяной лодке, на которой Александр Шутихин плавал даже на Соловки. По морю.

Ещё посты с меткой "Мастера".
.

А кому интересны наши изделия из бересты, смотрите

Изящной резьбой. Прорезные отверстия в виде кружков, овалов, полулунок, ромбов в сочетании с различными цветными подкладками образовывали характерный для каждого района и области орнамент.

Слово «орнамент» происходит от латинского ornamentum - «украшение». Это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Узоры орнаментов часто строятся по принципам симметрии, а мотивы и образы подвергаются стилизации и обобщению.

Декоративное начало орнамента сочетается со смысловым. Уже в эпохи палеолита и неолита человек создал первый геометрический орнамент, состоящий из зигзагов, крестов, кругов и прямых линий. В этих рисунках отразился весь окружающий человека мир: небо, земля, вода, вселенная. В дальнейшем появляются животный и растительный орнаменты, в которых стилизованные узоры, создавая своеобразное письмо (пиктограмму), передавали из поколения в поколение рассказ о жизни наших предков.

Различие природных условий привело к тому, что каждый народ создал свой орнаментальный язык Но следуя канону национального орнамента, мастера включали в узоры элементы, передающие своеобразие и колорит своей местности. Например, люди, живущие в северных, лесистых, районах России, предпочитали использовать в орнаменте елочки, а жители Крайнего Севера - оленей, киргизы и казахи - рога баранов, а народы Кавказа - грозди винограда, различные плоды.

Не только узор, но и цвет всегда играл в орнаменте важную роль. Так, например, у китайцев красный цвет означает юг, черный - север, зеленый - восток, белый - запад, желтый - центр. А у киргизов синий - небо, красный - огонь, желтый - пустыню. В орнаментах могут быть зашифрованы целые послания. Примером такого своеобразного письма может служить орнамент, описанный в произведении Г. У. Лонгфелло по мотивам индийских народных сказаний - «Песнь о Гайавате»:

...Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на берёсте
Много сделал тайных знаков,
_________
Белый круг был знаком жизни,
Черный круг был знаком смерти;

_________
Для земли нарисовал он
Краской линию прямую,
Для небес - дугу над нею,
Для восхода - точку слева,
Для заката - точку справа,
А для полдня - на вершине.
________
След, направленный к вигваму,
Был эмблемой приглашенья,
Знаком дружеского пира...

(Перевод И. Бунина)

Для русского орнамента характерно исключительное богатство геометрических и растительных форм, что нашло свое отражение не только в народной вышивке и традиционной резьбе по дереву, но и в резьбе и росписи по бересте.

Пожалуй, самой замечательной считается прорезная, или просечная, резьба по бересте, которая до сих пор встречается на русском Севере. Изображениями оленьих рогов, птиц, вырезанными из бересты, украшали короба мастера Западной Сибири. Интересны орнаменты северных народов России. На рисунках, помещенных в этой статье, представлены разнообразные орнаменты. Вы можете повторить изделия полностью или использовать только орнамент.

Красота и художественная ценность берестяного изделия зависят во многом от техники исполнения, в которой большую роль играют навыки (например, крутообразное движение руки во время резьбы).

Перед резьбой бересту необходимо хорошо очистить с обеих сторон и срезать до толщины в 2 мм. Из инструментов для резьбы используются нож-резак (он продается в магазинах канцелярских товаров и бывает с прячущимся лезвием) и небольшое притуплённое и отшлифованное шило. Для разметки рисунка необходимы линейка, угольник, циркуль, переводная или копировальная бумага, хорошо заточенный карандаш средней твердости и ластик Удобно использовать заранее заготовленные шаблоны для повторяющихся изображений орнамента.


Резьбу обычно выполняют на ровной, чисто обструганной дощечке.
Подготовленную бересту вырезают по шаблонам изделия и наносят на заготовки рисунок. Сначала режут кайму, а потом - центральную часть рисунка. Крупные части рисунка обязательно вырезаются по нанесенному контору, а мелкие, при определенном навыке, можно резать и на глазок. После того как вырезан весь рисунок, основные его части гравируются шильцем и мелкой прорезкой.

Чтобы выработать определенные навыки резьбы, надо начинать с простых заданий и несложных рисунков. Для этого на полосках бересты, подготовленных для резьбы, проводят шилом несколько параллельных линий на расстоянии 10 мм друг от друга. Внутри этих полосок вырезают простые фигуры, сначала прорези по 2-3 мм длиной и 0,3-0,5 мм шириной, а затем полулунки, ромбики, «пирожки» и так далее, постепенно усложняя рисунок.
На рисунках 92-94 представлены варианты изделий, выполненных техникой прорезной бересты с цветной подкладкой и комбинированием прорезывания с аппликацией (или берестяной интарсией).

Если под бересту делают подкладку из фольги или цветной бумаги, то ее сначала наклеивают на подкладку, а затем уже приклеивают к основе.

Береста – это кора березы, которая является уникальным природным материалом. Милые береза- украшение русских лесов, олицетворение юности и целомудрия

Среди бесконечного огромного мира растений Земли только береза имеет белоснежную кору.

Кора березы имеет своеобразное строение. Поверхностный слой ее выделяется белым цветом.

За ним следуют тончайшие многочисленные желтоватые слои, которые составляют так называемую бересту - прочный, гибкий, не поддающийся гниению материал, уникальное природное образование.

Эти свойства поставили бересту в ряд жизненно необходимых для человека материалов. Из бересты гнали черный деготь, ладили легкие лодки, кровлю для шалашей,


плели лапти и болотные сапоги, куртки и картузы, бутылки и чернильницы, рожки и дудочки, ласкающие ухо.

В специально изготовленных туесах и коробах хранились жидкие вещества – молоко, сметана, кедровое масло, различный животный жир, мед, соленая рыба и многое другое.

Туеса из бересты - что термос: сметана в них не скисает, рыба зимой не смерзается, а в жару не портится.

Все эти продукты могли хранится бесконечно долго, потому что береста обладает великолепными бактерицидными свойствами. Не случайно в березовом лесу воздух в несколько раз стерильнее, чем в операционной. Швы в изделиях заделывались так плотно, что не пропускали влагу.

Из специально обработанной бересты изготавливали сумки, одежду, обувь,
которые по своим качествам не уступают изделиям из кожи.
В стародавние времена на Руси бересту в большом количестве использовали
для письма. До наших дней хорошо сохранились письмена древних новгородцев - берестяные грамоты, донесшие до нас картины жизни той далекой поры.


Береста - один из самых поэтических материалов народного декоративно-
прикладного искусства. Подобно одеждам, она надежно защищает дерево
от различных невзгод. По весне, в яркие солнечные дни, белоснежная
кора отражает палящие лучи светила. Осенью берестяной «плащ»
защищает ствол от попадания влаги, гнилостных микробов,
в зимнюю пору - от трескучих морозов.

Производством изделий из бересты занимались мастера многих губерний. Прорезную бересту использовали для украшения художественных изделий.

В каждом крупном центре производства берестяных изделий складывались свои приемы украшения вещей, в которых нередко использовались узоры, орнаменты с изображением птиц и растений.


Всевозможные изделия из бересты мастер выполняет с тончайшей резьбой и тиснением, в сочетании они гармоничны. Искусно варьируя узоры, он заставляет каждый предмет как бы звучать по-своему.


Береста очень теплый материал. Даже в холодной комнате она на ощупь теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой.


Очень часто приходится слышать от женщин, долгое время работающих на компьютере, что обод из бересты снимает усталость, а зачастую и нормализует давление.


Каждое изделие неповторимо.

Изделия из бересты очень красивы – их мягкое очарование с налетом русской старины заставляет людей тянутся к таким предметам всей душой…

Прорезная резьба по бересте. Мастер-класс

Многие люди, начинающие работать с берестой, задаются вопросом: как делать прорезную резьбу

Во-первых нам понадобятся в качестве основных ножей нож-косяк и нож-перо. Это основные ножи, и ими мы будем пользоваться чаще всего. Профессиональные мастера обычно используют вообще, только нож-перо.


Также нам понадобится набор стамесок для резьбы по дереву

Так как я раньше учился резьбе по дереву в “Татьянке”, то у меня в наличии вот такой набор стамесок.

Еще нам необходимо шило. Главное в работе с берестой, чтобы шило его не поцарапало, поэтому отведите себе парочку для работы именно с берестой и немного затупите/закруглите.

Для прорезной резьбы нам необходима первоклассная, качественная береста. Ножом-косяком необходимо убрать все наросты и расслоить бересту, убрав белый слой. Как мы помним, береста это спресованные слои тончайшей наружной коры, поэтому расслоение пройдет легко.

Начинаем работу

Первое, что нам необходимо сделать – это подготовить тот рисунок, что мы будем вырезать. Для этого вполне достаточно распечатать на принтере необходимый рисунок, приложить его к бересте и шилом (вот почему нужно закругленное шило) аккуратно обвести рисунок, не сильно надавливая на рисунок, чтобы на бересте остался контур.






Возрождение старинных ремесел. Береста дает человеку положительную энергию. Люди испокон веков ценили и знали лечебные свойства бересты. И сейчас березу называют теплым деревом. Даже в холодной комнате кусок бересты или изделие из нее остается теплым, так как обладает большой положительной энергетикой. Достаточно возбужденному человеку некоторое время посмотреть на нее и подержать в руках – и он сразу же успокаивается. На Руси говорили, что береза забирает боль и дает здоровье. Многие крестьяне в России носили босяки и лапти из бересты вовсе не от бедности, а чтобы быть здоровыми и предохранить суставы от ревматизма.

Целебные свойства берёзы известны человеку давно. Это дерево отдает человеку для его здоровья все: кору, сок, почки, нежные корешки, листья, молодые веточки, берёзовый гриб, дёготь, берёзовый уголь. Обладает она и прекрасным биоэнерготерапевтическим действием. В берёзовой роще вы будете чувствовать себя спокойным, бодрым, наполненным силой жизни. Многочисленные советы по лечению заболеваний приводятся в травниках XYI-XYII вв. С помощью бересты лечили болезни суставов, нервной и мочевыводящей систем. Толчёной берестой присыпали раны, чтоб быстрее заживали и не гноились.

Береста снимает головные боли, залечивает раны и приводит в порядок кровяное давление. Ободки и заколки, сделанные из бересты, не накапливают статическое электричество, а берестяные украшения не содержат веществ, которые вызывают раздражение кожи.

Целебный экстракт из бересты, который веками используется в лечении и в быту представляет собой природное сочетание различных целебных природных соединений – бетулин, лупеол, бетулиновая кислота и др.
Бетулин, содержащийся в верхнем слое коры берёзы (защитное вещество самой берёзы, окрашивающее её ствол в белый цвет), является основным действующим биологически активным веществом экстракта.

Береста на треть состоит из бетулина, который имеет и другое название – березовая камфара. Сначала в США, а потом и в России, это вещество за его особые биологические свойства стали называть.
Бересту (кора березы) заготавливают преимущественно из растущих деревьев и деревьев после рубки. При этом надрезают верхний белый пласт коры до луба. Наилучшей считается береста со средней части дерева. Заготовленное сырье сушат на воздухе. Сырье официально разрешено к использованию в медицине в России, США и многих других странах.

Бетулин
1. защищает клетки печени от повреждений различными химическими веществами.
2. предупреждает возникновение раковых клеток, подавляет возбудителя туберкулёза, помогает избежать заболевания при близком контакте с больными.
3. способствует нейтрализации и выведению вредных веществ из организма.
4. снимает проявления аллергии: аллергический насморк, слезотечение (сенная лихорадка), кожные высыпания и др.
5. облегчает течение болезни.
6. в берестяных туесках хлеб сохраняется значительно дольше обычного и не долго не плесневеет.

7. давно известный способ обеззараживания воздуха.
Несколько капель березового дегтя, который получают из бересты, капните на угли и воздух в Вашей комнате станет практически стерильным. Так в старину готовили помещения к родам.

История промысла.

Бересту заготавливают в конце мая – в начале июня во время активного движения соков внутри дерева. Используется только верхний слой березовой коры. Внутреннюю поверхность коры ошкуривают и делают лицевой стороной берестяных изделий. Этот материал издавна применялся для изготовления посуды благодаря своим свойствам: прочности, гибкости, устойчивости к гниению. Береста не пропускает воду, в ведерках и туесах из бересты молоко не киснет и сохраняется холодным в жаркое время года. Из хрупкого на первый взгляд материала во многих северных районах изготавливались лодки-берестянки, летние жилища, головные уборы, коврики и многие другие изделия. С XI века бересту использовали для письма, спустя века до нас дошли знаменитые новгородские берестяные грамоты. Производством изделий из бересты занимались мастера Вологодской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимирской, Нижегородской, Пермской, Тобольской и других губерний.

Самым знаменитым в России был промысел Шемогодской ажурной прорезной бересты, получивший свое название по имени речки Шемогсы, на берегах которой располагались селения мастеров (Курово-Наволок, Погорелово, Красавино, Бернятино и др. неподалеку от города Великий Устюг). Промысел возник в середине XIX века (по другим сведениям в конце XVIII века). Лучшие изделия шемогодских мастеров хранятся в музеях (самый известный мастер Иван Вепрев). После революции в деревне Курово-Наволок была организована артель, насчитывающая в 1935 году около 100 человек. Открылась художественная мастерская и в Великом Устюге, в которой также резали по бересте, а в 80-е годы XX века производство резной бересты сосредоточилось на экспериментальной фабрике «Великоустюжские узоры».

Не менее известны северорусские промыслы по росписи берестяных изделий. Это пермогорская роспись, получившая название по имени селения Пермогорье на Северной Двине - на белом фоне красным и зеленым цветом в пределах темного контура выписывались разнообразные растительные мотивы, сказочные птицы, сцены из сельской жизни. Уфтюжский промысел в селениях по реке Уфтюге славился сказочными растительными орнаментами, написанными по ярким оранжево-красным, зеленым или синим фонам. Крупные центры росписи берестяных изделий известны на Урале (выделяется так называемая «крестьянская» роспись, применявшаяся в Нижнем Тагиле для украшения бураков - на ярком цветном фоне изображался пышный букет из трех крупных цветов) и в Сибири. В конце 18 века в нынешнюю Томскую область переселились уроженцы Северных областей Руси (из Архангельской области), которые дали начало процветающему ныне промыслу изделий тисненой и резной бересты.

Все берестяные изделия можно разделить на несколько групп в зависимости от способа их изготовления:

· изделия, сделанные из цельного берестяного цилиндра (сколотни);
· изделия из разнообразно скрепленного цельного куска бересты;
· плетеные изделия (весьма разнообразные по форме и размерам);
· сшивные изделия (предметы утвари).

Основными способами декорирования берестяных изделий являются тиснение, резьба и роспись. Уже в середине XVIII века тиснение и резьба по бересте были хорошо известны. Об этом писал Андрей Болотов в своем «Жизнеописании Андрея Болотова» в приложении к журналу «Русская старина».
Тиснение осуществляется вручную штампиками или чеканами из дерева, кости или металла. Молотком ударяют по штампику (чекану) - на бересте остается рисунок. Кроме тисненой бересты, применяется прорезная береста. Тупой стороной ножа или шилом на бересте наносится контур рисунка, который потом вырезается острым концом. Традиционный узор берестяного кружева - ажурный растительный орнамент: переплетающиеся стебли, листья, цветы. Реже в орнамент вводятся изображения животных и птиц. Иногда применяются тематические рисунки. Полосы прорезной бересты наклеиваются в углубления на поверхности изделий из дерева (шкатулки, блюда и др.) или из двух слоев бересты (туеса). Для усиления цветовой игры орнамента и фона под ажурный берестяной рисунок изредка подкладывают лист цветной фольги (бумаги) или тонируют темнее фон.

Роспись на берестяных изделиях выполняют по грунтовке (для каждого промысла она своя), окраску производят гуашью, темперой или масляными красками (по-разному для разных промыслов). После окраски изделие сушат и лакируют.

Кроме вышеперечисленных способов украшения бересты применяют выскабливание и гравировку, а в Якутии, например, украшают еще и бисером, конским волосом, металлическими деталями.

Ассортимент художественных берестяных изделий очень широк: , сахарницы, конфетницы, чайницы, подстаканники, шкатулки, стаканы для карандашей и другие предметы утилитарного и декоративного характера.

Испокон века крестьяне использовали бересту для изготовления предметов домашнего быта. Делали посуду, шкатулки, люльки для новорожденных, игрушки, короба для сбора ягоды и грибов, солили в берестяной посуде рыбу, и многое другое. использовалась для написания грамот (из берестяных документов историки многое узнали о наших предках и их быте), для изготовления дегтя. Охотники Сибири делали ручки для ножей(нож с такой ручкой не тонул в воде, не скользил в руках, не холодил руку зимой). Рыбаки делали поплавки для сетей, при строительстве избы, береста подкладывалась под первый венец дома, чтобы защитить строение от сырости (до сих пор используется сибирскими староверами), знахари применяли ее в лечебных целях.