Изготовление шкатулок из капа своими руками. Художественные изделия из капа и свили

Материал , который издавна известен на территории России как древесная кость.
Это нарост, см фото 1 , (или наплыв, как его ещё называют) на Берёзе, который образуется на стволе дерева по разным причинам. Например, погодные условия, климатические воздействия окружающей среды. Ещё, такого эффекта можно добиться искусственно, обмотав ствол, на пример проволокой, со временем он обрастет Сувелью. Костью её называли из-за того, что после тщательной полировки и пропитки различными маслами , дерево приобретает костный вид, и её тонкие части просматриваются насквозь.

Фото 1. Вид Сувели после спила. На вид напоминает шишку или наплыв. Изначально сложно судить о внутреннем виде древесины после её распила.

В большинстве случаев, при правильном распиле, можно наблюдать удивительные явления, а именно переплетение волокон древесины которые образуют перламутровые участки разные (неповторимые) по рисунку и направлению, которые в прямом смысле светятся, отражая в себе дневной свет. Рисунки и цвета могут быть разные, в основном это розово-жёлтый, соломенный, или коричневато жёлтый цвет с глубоким перламутровым свечением на срезе, в некоторых случаях попадаются экземпляры с темно коричневым цветом с присутствием болотно-зелёных оттенков. Такая цветовая гамма объясняется тем, что древесина произрастает в разных условиях и местности, например: Если нарост был спилен в сильно заболоченной местности, то не исключён тот факт, что цвет древесины скорей всего будет коричневато-зелёный. Или ещё один пример: Если Сувель находится на комлевой части дерева (комлевая часть ствола это та часть, которая находится на 10 – 15 см под землёй и 15 - 20 см над ней, это в среднем) и она покрыта мхом, то вероятней всего он будет тёмно коричневый с присутствием бледно розового оттенка, либо соломенно-жёлтый - золотистый с тёмно коричневыми годичными кольцами - то есть присутствие тёмных оттенков будет доминировать, но не всегда.

Фото 2. Редкий и ценный экземпляр Сувели естественной сушки сроком около 1,5 года. На фото Вы видите лучевое свечение волокон при дневном свете. Это свечение называется "Перламутром", оно может быть разных видов, от четких перламутровых лучей и до тех которые Вы видите на остальных изображениях, разнообразию нет предела.

Фото 3 . Этот образец то же относится к редким, его основное отличие от того, что на фото 2 , это мраморная текстура и технология сушки, его высушили быстрым способом, а именно варкой в солёном растворе. На фото отчётливо видно чем он отличается от того, что на фото 2 , тот что высше имеет в общей сложности соломенный или золотистый цвет а на фото 3 цвет преимущественно коричнево розовый.

Фото 4. Здесь вы видите вид который то же относится к редким, но встречается чаще чем те, что на фото 2 и 3.

Фото 5. На этом фото, перламутровые разводы которые называются пепельными или стеклянными. Этот вид встречается чаще всего, но ценность его от этого не теряется, ведь у всех вкусы разные. Кому-то нравится лучевое сечение, а кому-то светящиеся пепельные разводы.

Фото 6 . Это, как мы уже поняли, лучевое направление волокон с присутствием пепельных разводов. (смешанный тип)

Фото 7 . Образец, который на вид смотрится как простой, но на самом деле это не так, это то же редкий вид, произрастающий в основном на болотных топях, от чего и имеет такой цвет.

Фото 8 . Это пример того, как смотрится Сувель в готовом виде (изделии) в сочетании с рогом северного Олени и металлами. Нож работы Валерия Соколова "Svalbard", выполненный в Скандинавском стиле.

Ещё, общий вид этой древесины зависит от вида сушки, (на качество изделий это не влияет), существуют несколько вариантов высушивания.
1. Естественная, это когда древесина высохла в естественных условиях, без участия человека, т.е после спила со временем, дерево высохло само по себе.
2. Старый Русский способ быстрой сушки, древесину вываривают в солёном растворе несколько часов, после снимают кору и кладут в тёмное и сухое место на несколько недель, это минимум, да же после этого она вполне пригодна к обработке.
Заметные различия после таких видов сушки, это цвет. При естественной сушке дерево остаётся естественного цвета, а после варки приобретает нежно розовый или морковный оттенок, это уже на любителя, кто как хочет, тот так и сушит. В умелых руках человека, у которого всё в порядке с фантазией, любая деревяшка будет сиять и дорого выглядеть, стоит только сильно захотеть и подключить своё воображение.

Сувель – это материал, из которого можно делать различные предметы, например женские украшения в виде кулонов серёжек, заколок и браслетов, это зависит от того, на сколько у человека развита фантазия. Раньше, да нет, не только раньше и сейчас некоторые энтузиасты из неё делают столовые приборы, вполне пригодные по своему прямому назначению, взять к примеру Скандинавские “Куксы”, это что-то на подобие наших кружек, только из дерева, лучше материала чем Сувель для этого не найти.
Но самое главное, этот материал больше всего подходит для изготовления рукоятей ножей. Благодаря её неотъемлемым качествам, таким как твёрдость, плотность, легкость в обработке и полировке, неповторимой текстуре, разнообразию цветовых оттенков, красоте перламутровых переплетений и.т.д. Ясно одно, что этот материал ни когда не надоест, хотя некоторые со мной не согласятся, это их право. Раньше я делал рукояти только из экзотических пород древесины, но они меня быстро утомили своей монотонностью и однообразием, хотя каждому своё и кто-то скажет, и будет утверждать обратное. Но я точно усвоил для себя, лучшего сырья чем Берёза и то, что она нам дарит в виде Капов, Сувелей, Свилей, Комля и корневой части, нет.

Все образцы, которые Вы видите в виде брусков, отшлифованы и отполированы, после, обработаны маслом для полока. Это позволяет сохранить естественный цвет древесины и предохранить её от попадания влаги и загнивания + обработана карнаубским воском.

Разнообразие Сувели очень богато, я бы сказал бесконечно, этот материал сочетается практически со всеми видами древесины, кости, металлов и.т.д.

Кап- это наросты и утолщения, которые встречаются на стволах березы, клена, дуба, ореха, сосны и т.д. Возникают такие наплывы в местах разрастания тканей:

Его название происходит от славянского «кап»- голова. И действительно кап напоминает на дереве человеческую голову. Кап встречается на ветвях старых деревьев, на стволах. Также встречается капо-корень, это кап, который образовался у корневой части дерева. Самые крупные капо-корни достигают в диаметре 2м. Из капо-корня часто делают мебель:

Как это необычайно прочный и чрезвычайно декоративный материал, который ценится наравне с древесиной ценных пород.Текстура его рисунка на распиле- это переплетение годичных слоев, сердцевины спящих почек в виде концентрических кругов и темных точек. Спящих почек больше у стволового капа, чем у капо-корня, поэтому его фактура более выразительна:

Заготавливают кап только с поваленных деревьев в местах лесопилок. После того, как кап срезан, его освобождают от коры, сучков, смолы. Затем заготовку кипятят в 5% растворе поваренной соли. Длительность кипячения зависит от диаметра заготовки: до 10см в диаметре кипятят около часа, большие заготовки кипятят до 3-5 часов.

Кипячение нужно для нейтрализации сока внутри заготовки, так она быстрее сохнет. После кипячения, пока заготовка не высохла, ее очищают от остатков коры. Кипячение делает текстуру рисунка более выразительной. Затем заготовки высушивают несколько недель в помещении, либо в течении нескольких часов в сушильном шкафу или на батарее. После этого кап распиливают на пластинки. После этого дают всю волю фантазии, следя за тем, чтобы ваши замыслы не противоречили естественной красоте древесины, подчеркивая ее структуру. Внутреннюю часть изделия выбирают теслом, полукруглыми стамесками, клюкарзами. При чистовой обработке изделия удаляют лишние сучки, стараясь выявить игру разных слоев древесины, шлифуют наждачкой. Мелкие трещинки можно зашпаклевать, смешав мелкие опилки с клеем ПВА. При желании изделие можно тонировать морилками или естественными красителями, такими как луковая шелуха, ольховые шишки и т.д. Можно покрыть готовое изделие лаком или восковой мастикой.

Из капа изготавливают красивые шкатулки, курительные трубки, шахматы, рукоятки для ножей:

А также из капа получаются очень декоративные вазы, подсвечники и просто скульптуры для украшения интерьера природных форм:

Оцени, пожалуйста, этот пост:

Просмотры: 39855

15.05.2017

Дерево является наиболее распространенным растением на земле.

Природа несказанно щедра, раз подарила человеку не только возможность любоваться красотой стволов, листьев, но и извлекать из древесины практическую пользу, ведь уже на протяжении нескольких тысяч лет люди используют деревянные изделия в своем обиходе, строя дома, лодки, изготавливая мебель и домашнюю утварь, производя музыкальные инструменты, поделки, прочее.

На сегодняшний день не существует материала, способного, полностью заменить чудесные природные свойства древесины, поскольку ее плотность, цвет, фактура, рисунок текстуры и оттенки в каждом случае уникальны.



Природная неповторимость древесного узора особо проявляется в капе и сувели (шарообразных или каплевидных наростах на деревьях), которые ученые мужья определили, как болезни.

Эти образования создают внутри сложный фееричный рисунок древесных волокон, состоящий из переплетения цветных линий, пятен, вкраплений, плавно перетекающих друг в друга, которые и формируют, таким образом, узор особой красоты. Благодаря богатству красок и линий, и кап, и сувель, являются превосходным природным материалом для производства различных поделок, украшений, предметов интерьера, поскольку обладают и эксклюзивной текстурой (в природе невозможно найти два одинаковых узора), и особой прочностью и долговечностью.

Давайте попробуем определить, чем же отличаются между собой кап и сувель, и что между ними общего.

Кап

Кап (капокорень или как его еще называют в народе «ведьмин веник ») - это округлое доброкачественное образование на стволе или ветви с большим количеством древесных узелков. Кап, как раз и отличается от сувели тем, что имеет на своей внешней стороне множество шишечек, которые создаются благодаря придаточным и спящим почкам. Эти образования имеют вид темных шипов и бугорков, отчего, часто на капе, можно наблюдать растущие прямо из него мелкие побеги и веточки.



По мнению одних ученых, кап на дереве возникает в результате либо резкого изменения в развитии растения, то есть может иметь как естественную, так и антропогенную причину возникновения. Некоторые научные работники считают, что появление безобразной опухоли на дереве может быть наследственным уродством.

Встречается кап преимущественно на деревьях лиственных пород, таких как дуб, липа, клен, ольха, тополь, орех, но чаще всего его можно отыскать на березе.

Замечено, что в среднем на одно дерево с капом приходится от трех до пяти тысяч деревьев без такового образования, поэтому отыскать хороший кап (в отличие от сувели) довольно непросто.

Чаще всего на деревьях встречается прикорневой кап, который может быть просто гигантских размеров.



Как правило, капокорень имеет внутри неярко выраженную текстуру и слабый по контрасту цветов рисунок.

Кап, образованный на ветке часто имеет форму неправильного шара и в отличие от капокорня, при поперечном разрезе его внутренняя текстура пестрит узорами с сердцевинами сучков и имеет своеобразную «игольчатую» структуру в виде мелкого орнамента с черточками и точками. Внутренние волокна древесины переплетаются между собой в различных направлениях, создавая живописный рисунок, а вкрапления из спящих почек делают фактуру еще более богатой, поэтому кап чаще всего применяют как элемент декора при изготовлении различных поделок, рукояток ножей, прикладов ружей, оригинальной посуды и прочих сувениров.

В обработке, благодаря сильной плотности своей текстуры и огромного числа сучков кап не прост, но при этом прекрасно шлифуется и полируется.

Основной цвет внутренней текстуры капа – это различные оттенки черного или коричневого цветов, охры. Даже если взять две половинки одного и того же капа, они все равно будут отличаться и иметь отличный узор, настолько структура нароста неоднородна.

Древесина у капа прочнее, чем у сувели, и процентов на пятьдесят – семьдесят крепче, чем у дерева, на котором он образовался.

Из капа производят также мелкие изделия: шкатулки, портсигары, заколки, сережки, браслеты, мелкие украшения.



Создавать резной узор на капе не имеет смысла, поскольку фактура и текстура древесины красива сама по себе.

Сувель

Образование сувели вызвано болезнью дерева (раком) и она чаще всего представляет собой скрученный и сплетенный в комок нарост, отчего ее также называют свилем .

Обычно свиль растет в два-три раза быстрее самого дерева и имеет каплевидную или шарообразную форму, расположенную вокруг ствола или ветви. Главное отличие сувели от капа заключается в том, что она образуется не из спящих почек, а благодаря сложному переплетению изогнутых в разные стороны годовым кольцам (откуда и произошло название свиль). По этому признаку шишки на дереве легко отличить друг от друга.

Наросты (особенно на березе) встречается довольно часто, хотя до конца причина ее образования не изучена. Предположительно положить начало образованию свили может грибок или механическое повреждение коры дерева.

Сувель (в народе еще называют древесной костью ), поскольку ее срез напоминает разводы мрамора (с такими же переливами и лучевым сечением), а тонкие части просматриваются насквозь и внешне похожи на кость, хотя плотность тканей, как было уже сказано выше, у сувели меньше, чем у капа, поэтому ее древесина является менее прочной.



Нарост сувели может вырастать до гигантских размеров (к примеру, в Ватикане находится купель, вырезанная из цельного куска дерева). Однако, чем свиль мельче, тем насыщеннее и ярче рисунок внутри, правда узор с элементами орнамента в любом случае будет более мягким (без обязательных для капа узоров в виде «шипов» и «иголок»).

Внутренняя текстура сувели имеет нежный перламутровый оттенок, причем расцветка каждого может сильно различаться и содержать белый, желтый (напоминающий цвет янтарь), а также коричневый, розоватый и зеленый цвета. Оттенок сувели зависит от места произрастания дерева и способов ее сушки.

Сувель можно образовать и самому, для этого достаточно перетянуть ствол или ветвь дерева проволокой. На месте перетяжки вскоре появится выпуклое образование, созданное годовыми кольцами.

Сувель также отлично поддается обработке, хорошо шлифуется, полируется, а ее перламутровый срез, напоминающий мрамор, играя разводами, имеет неповторимую текстуру и как бы светится изнутри.

Безусловно, что по виду сувели определить насколько будет красивым рисунок, невозможно, но чем корявее и крученее нарост выглядит внешне, тем богаче будет его текстура и узор внутри.



Наиболее ценной считается корневая (комлевая) часть сувели. Она представляет интерес для резчиков по дереву, художников, производителей ножей, скульпторов и краснодеревщиков, которые выбирают этот материал за эксклюзивность рисунка на срезе, высокую прочность, неподверженность гниению и уникальную способность к обработке.

Поиск и подготовка наростов

Естественно, что искать выпуклости на дереве необходимо в лесу. При этом многие путают капу и свиль с похожим на них грибом из рода (Inonotus), который чаще всего обитает на березе и называется чагой или черным березовым грибом.

Необходимо научиться определять, где гриб, а где нарост.



Спиливать свиль и кап лучшего всего осенью (в сентябре-октябре), когда деревья приостанавливают естественное движение сока и начинают подготовку к зиме.

Необходимо помнить, что без хорошей пилы, сувель или кап, особенно если они весьма корявые, спилить непросто, поэтому эту работу лучше всего производить с помощью бензопилы, но необходимо помнить, что цепи инструмента из-за особой прочности нароста быстро тупятся.

Если бензопилы нет, придется работать ручной пилой, но она должна иметь остро отточенные с хорошим разводом зубчики, чтобы мастер не мучил, ни себя, ни дерево, и зря его не ранил.

Место среза (чтобы избежать образования нежелательного для дерева дупла) необходимо сразу же замазать садовым варом, закрасить масляной краской или залепить глиной.



При обнаружении массивного капокорня , необходимо помнить, что его срез чреват для дерева серьезными последствиями и в результате нанесенной травмы оно может погибнуть.

Все вышеперечисленные свойства и капа, и свиля возносят эти уникальные материалы на вершину ценности среди прочих пород древесины, поскольку применяются они, как в отделке различных предметов утилитарного назначения, так и украшений, мелкой пластики и посуды.

Работа заняла

2 место

Как создавалась работа.
Сначала сделали газетную массу, из которой "лепили" изделие. Развели обойный клей и промазывали им одну газету за другой, создавалась газетно-клеевая стопочка. Набирали по 8-10 слоев и откладывали в сторону, затем промазывами следующую партию.

Промазали 3 " газетные стопочки" и затем стали рвать их на мелкие кусочки. Получилась клейко-газетная масса.

Из неё Оля сформировала шейку утки. Газетная "колбаска" лежала на газете. Мы прорвали один слой газеты и газетными полосками окрутили утиную шейку. В таком виде она и сушилась. Сушилась очень долго на батарее отопления.

из неё же слепила и тельце уточки и тоже прокрыли газетными полосками, и положили сушить.

Когда просохло, клеем соединили части уточки.

Просохшую работу ещё раз проклеили газетой на ПВА, заравнивая неровности. Затем прогрунтовали.

Затем покрыли бежевой гуашью с ПВА и дали хорошо высохнуть (этот момент не засняла, т.к. Оля уже делала его без меня.) Когда бежевая краска просохла, сверху Оля прокрасила коричневой акриловой краской и не дала просохнуть до конца, начала тряпочкой как бы стирать краску, этим и создала иммитацию капа. По-моему у неё получилось.

Кап - редкий, очень твердый и красивый материал с необычным рисунком волокон, по виду напоминающим мрамор. Значение слова «кап» достоверно неизвестно. По одной из версий оно восходит к праиндоевропейскому словут «капут» (голова). В пользу этой версии говорит то, что форма капового нароста, встречающегося на ветвях (ветвевой кап) и стволе старых деревьев (стволовый кап) может напоминать форму человеческой головы.
По другой версии слово «кап» происходит от глагола «капать», так как каповый нарост часто представляет собой наплыв на стволах, ветвях и корнях деревьев, возникающий в местах обильного развития побегов и разрастания тесно сидящих почек.

Кап или нарост на дереве – удивительный материал. Его называют лесным порфиром или деревянным малахитом. В крупнейших музейных коллекциях России сохранились прекрасные образцы каповой посуды. Такую посуду на Руси в XVI – XVII веках называли «репчатой». Она красовалась на царских пирах рядом с золоченой и серебряной.

Сегодня кап служит материалом для изготовления художественных и декоративных изделий.

Мастер по капу Тоинов Александр Гаврилович на ежегодной Георгиевсской ярмарке, которая проходит в нашем городе всегда в августе.

Мастер не сразу принимается за изготовление поделки из капа. Вначале наплыв выщелочивали в горячей воде, после чего пропаривали как следует в чугуне с деревянными опилками. И тогда бледный срез капа являл мастеру замысловатый рисунок. После этого капу давали время отлежаться на печи, просохнуть. Время сушки зависит от толщины наплыва и температуры нагретой печки. Обычно кап готов к столярной обработке через месяц-другой. И тогда в ход шли стародедовские рубанки, стамески, сверла, но только словно игрушечные, уменьшенные.

Из капа - этого необыкновенного по прочности и красоте материала - издавна изготовляли самые разнообразные поделки (шкатулки, портсигары, рамки и др.). Прекрасные образцы каповой, или, как ее называли, «репчатой» посуды, датированные XVI-XVII веками, хранятся в Оружейной палате Московского Кремля, а также в Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике. Глядя на них, не сразу подумаешь, что делались они топором, скобелем да ножом из куска дерева, или точнее, нароста на березе.

Мастера Севера работают с березовым капом.

Кап хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается, он прочен и увесист. Чем тоньше рисунок и крупнее каповый нарост, тем дороже он стоит. Толщина капового слоя может быть различной. Известно, что в первой половине XIX века стоимость капа весом в двадцать фунтов (чуть более 8 кг) приравнивалась к стоимости породистого быка. В дореволюционной России кап ценился на вес золота – 70 рублей за килограмм в сухом виде. О капе ходили легенды, как о женьшене. Найти его в лесу считалось счастьем. В Вятской губернии был наиболее распространен березовый кап, самый красивый по рисунку и цвету. Благодаря этому материалу и возникло интересное столярно-токарное ремесло.
Родоначальником каповых дел на Вятской земле считается столяр из уездного города Слободского Григорий Макаров, живший в первой четверти XIX века. Из тонких пластин капа он изготовливал шкатулки и табакерки строгих геометрических форм и правильных пропорций, соответствующих господствующему в те годы стилю классицизма. Но главной его заслугой стало добавление в изделия деревянных шарниров, которые он перенял из «занятной вещицы» – шотландской табакерки, случайно попавшей ему в руки. Разгаданный секрет выделки «шалнеров» Макарову удалось осуществить, освоив сложнейшие операции. Точное изготовление зубцов и соответствующих им углублений механизма, а также сверление тонкой проволокой – надолго вошли в арсенал следующих поколений мастеров-каповщиков.
Свой след в истории капового промысла оставил и вятский мастер Семён Иванович Бронников, автор уникального изделия – деревянных карманных часов, футляр и корпус которых изготовлены из капа. В работе Семёну Бронникову со временем стали помогать сыновья – Николай и Михаил. Они принимали заказы на изготовление часов из разных концов России. Пик славы часовщиков Бронниковых – Всемирная выставка в Вене (1837). С успехом участвовали члены династии каповщиков Бронниковых и в последующих известных выставках, таких, как Нижегородская торгово-промышленная и художественная выставка (1896) и Всероссийская выставка в Санкт-Петербурге (1902).
Материал взят с сайтов:
http://www.idea-master.ru/Obrabotka_kapa_Podelki_iz_kapa.html
http://www.stfond.ru/articles.htm?id=11394

Иногда на деревьях появляются болезненные наросты, которые в народе называют «ведьмин веник». На первый взгляд это доброкачественное образование по своей форме напоминает человеческую голову. Именно поэтому принято считать, что название нароста произошло от древнеславянского слова «кап». В переводе оно означает «голова».

Где можно обнаружить наросты на деревьях

Кап находят на грецких орехах и на дубах, на осинах и Однако наиболее часто встречается нарост на березе. Кап представляет собой пучок тонких веточек, которые растут из каплевидного новообразования. Весить «ведьмин веник» может около тонны.

Стволовой? Это нарост, который находится непосредственно на стволе дерева. Что такое капокорень? Это нарост, который образовался у самой корневой шейки дерева. Иногда его можно увидеть над земной поверхностью. На корнях нарастает подземный кап. Обнаруживается он по побегам. Выпускает их кап в начале весны. Эти побеги нежизнеспособны и быстро увядают. Иногда кап встречается на ветках деревьев.

Красота удивительного материала

Если сделать поперечный срез капа, то можно обнаружить его структуру, в которой ярко выражены сердцевины сучков. Рисунок у такого материала всегда очень красив. Вследствие скопления нераспустившихся почек срез представляет собой удивительную по красоте картину из узлов, завитков и перекрученных волокон. При этом рисунок для каждого капа строго индивидуален.

Особой красотой отличается кап, образовавшийся на деревьях с полосатой текстурой волокон и контрастными сочетаниями цветов. Такими характеристиками обладают наросты у сосны. Однако на этих деревьях встречаются они довольно редко.

У капокорня в текстуре можно обнаружить черные точки. Они располагаются среди светлых стволовых волокон. Эти черные точки - не что иное, как нежизнеспособные побеги, которые выпускают подземные новообразования.

Где применяется кап?

В качестве материала для резьбы нарост на дереве особой ценности не представляет. Его изрезанная поверхность и полосатая пятнистая текстура мешают друг другу. При изготовлении поделок таким способом не смотрится рельеф резьбы и исчезает рисунок переплетений и разводов.

Многочисленные участки капа имеют перламутровый отлив. Именно поэтому данный материал, который особого промышленного значения не имеет, ценится очень дорого. Изделия из капа - это в основном шкатулки и женские заколки, портсигары и различные мелкие украшения, чаши и шахматы и пудреницы, чернильные приборы и Используется материал и для изготовления рукояток ножей.

Что такое кап в промышленности? Это материал, который находит применение при отделке мебели. В этом случае берутся наросты, образовавшиеся на деревьях экзотических пород, и используются в качестве шпона.

Что такое кап для мастера? Это материал, который не коробится, не трескается, не ссыхается, не разбухает и великолепно обрабатывается. К тому же он увесист и прочен.

Где найти кап?

Произрастают наросты на деревьях. Следовательно, искать их надо в лесу. Однако это не так просто, ведь растут капы спонтанно, и увидеть их может только самый упрямый и глазастый. Спилить нарост можно только очень остро заточенной пилой.
Реальнее всего найти кап на лесозаготовках. Там эти наросты попадают в отходы. На лесозаготовках встречаются и капокорни, которые в лесу просто не отыщешь.

Подготовка материала к работе

Кап можно обнаружить на различных видах деревьев. Однако наиболее красивым и ценным в нашей местности считается нарост, возникший на березе.

Изделия из капа получаются не сразу. Материал требует некоторой предварительной подготовки. Как обрабатывать березовый кап? Для этого необходимо применить метод запаривания. Подойдет он для тех наростов, которые по размеру не очень велики. Кап очищается от мусора, кладется в ненужную кастрюлю и заливается водой. Затем в емкость необходимо добавить соль. На литр воды ее дозировка составляет две столовые ложки с верхом. Соли можно насыпать и больше. Она вытянет сок из дерева. При этом методе применяются и опилки, полученные при обработке смолистых пород древесины. Их нужно засыпать в кастрюлю. Опилки придают капу приятный цвет, который может находиться в диапазоне от желтовато-розового до коричневато-охристого. Смолы, находящиеся в опилках, добавят наросту прочность и позволят ярче проявить текстуру.

После закипания воды огонь следует немного убавить и оставить кастрюлю на плите часов на шесть-восемь. По мере образования накипи ее следует удалять. В процессе запаривания необходимо следить за объемом воды в кастрюле и периодически ее подливать.

По окончании «варки» нарост промывается от опилок под струей воды и кладется на сутки-двое в шкаф. После этого весь процесс должен быть повторен не менее двух-четырех раз. Во время последней варки, пока дерево не остыло, следует ободрать с него кору, а по завершении положить нарост на одну-две недели в шкаф.

Окончательно просохнув, кап по своим характеристикам станет схож с костью. Подготовленный таким образом материал превосходно режется, пилится и шлифуется. При этом никаких посторонних запахов у него не будет.

Изготовление шкатулок

Поделки из березового капа по своей красоте не уступают сувенирам, выполненным из древесины и даже превосходят их. Часто из этого материала изготавливают великолепные шкатулки.

В процессе работы каповые дощечки аккуратно соединяют между собой, следя за тем, чтобы рисунок их текстуры был схожим. Весьма ответственной операцией является изготовление деревянных шарниров. Этот этап требует точного формирования закругленных шипов и пазов на краях крышки и корпуса изделия. Шарниры должны стыковаться плотно и точно. Еще одной сложной операцией является высверливание отверстий. В деревянных шарнирах это легче всего сделать стальной тонкой проволокой. На следующем этапе в шкатулку врезается замочек. Изделие практически готово. Его следует только прошпаклевать, основательно высушить и покрыть поверхности щелочным лаком. После завершения этих работ шкатулку обрабатывают политурой и протирают спиртом. Полируют изделие до тех пор, пока дерево не приобретет и пока ярко не заиграют все прожилки его удивительной текстуры.

Украшение для трости

Используя кап, можно сделать своими руками великолепный подарок для пожилого человека. Работа может быть выполнена даже новичком. На трубку или металлический стержень следует попеременно надеть полые цилиндрики, которые предварительно вытачивают из березового капокорня. Детали должны быть плотно подогнаны друг к другу, создавая впечатление единого целого. Венчать такую трость может резная или гладкая ручка из березы.

Чаша из капа

Из деревянных наростов могут быть изготовлены различные сувениры. Популярными изделиями из капа являются декоративные чаши. Из немного сырого материала делается грубая заготовка. Далее болванка оставляется на просушку. Если в ней образовываются мелкие трещинки, то они смазываются клеем ПВА. После окончательной просушки изделию придается необходимая форма, оно шлифуется, полируется и покрывается лаком.